Россия, Китай и США: названы главные политические полюса после пандемии

Член Совета Федерации расставил шахматы на доске мира после пандемии

Мировая пандемия, очевидно, внесла свои коррективы не только в планы отдельно взятых людей, но и в политические линии целых стран. «Мир не будет прежним», - фраза, которая все чаще звучит, пожалуй, совершенно оправдана. О том, какие процессы взаимоотношений между государствами запустил общий враг – коронавирус – на своей пресс-конференции рассказал председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков.

Член Совета Федерации расставил шахматы на доске мира после пандемии

По мнению политика, на данный момент существуют две точки зрения, как изменится обстановка на земном шаре. Оптимистическая – что будет больше взаимопонимания в мире, а пандемия – это первый звонок, чтобы сплотиться перед новыми бедами.

«Но, думаю, что позитивного сценария не произойдет, - говорит Пушков. - Сейчас мы можем видеть, что мир разобщен еще более, чем раньше. Болезнь и новости о ней пытаются использовать в собственных целях. Например, США пытается во всем обвинить Китай и даже принудить их выплатить какой-то неподъемный штраф. Мир видоизменится – это факт. Снизится роль США, которые проявили себя лидером лишь в количестве заболевших. Увеличится роль Китая, который, наоборот, пытается остановить пандемию. На мой взгляд, мир из однополюсного, в который он превратился после распада СССР, может превратиться в трехполюсный. США, Китай и Россия станут политическими и экономическими лидерами».

Пандемия лишь обострила мировые отношения. Китай потерял огромные деньги на борьбе с COVID-19. Закрылись большие заводы, целый крупный регион. Расходы страны исчисляются сотнями миллиардами долларов. Но Китай может быстрее других стран восстановиться, так как ВВП у него упал менее всех, всего 1,2%, что показало устойчивость его экономической системы.

«В отличие от Китая, США «в долгах как в шелках», это главный мировой должник, - продолжает Пушков. - Поэтому идет перестройка полей влияния. Трамп в течение двух месяцев говорил, что коронавирус – это выдумки врагов, а когда он понял, что это не так, было уже поздно. Штаты провалили борьбу с ковидом, но им удобнее обвинить в этом Китай. Требование непомерных компенсаций, которые, очевидно, никто выплачивать не будет – это лишь показательная акция, обостряющая мировую ситуацию».

На вопрос: возможен ли военных конфликт США и Китая, Пушков ответил, что вряд ли Трамп будет начинать ядерную войну из-за потребованных им компенсаций. Опасно что, если Трамп начнет военные учения в Южно-Китайском море, где высока активность США, может произойти инцидент. Столкновение судов на воде или летательных аппаратов в воздухе – это потенциальный пролог к конфликту.

«Россия в этой ситуации однозначно находится на стороне Китая, - говорит Пушков. - По тем причинам, что Китай – жертва эпидемии, а не инициатор. Никаких доказательств его вины нет, несмотря на заявления американских политиков. Их заявления не поддержала ни британская, ни немецкая, ни канадская разведки, в мире предлагают честное расследование. У Китая широкие экономические связи с миром, например, это 38% экспорта Австралии. Если между ними начнется экономическая война, то будет страдать Австралия. Россия с Китаем – стратегические партнеры, у нас большой объем торговых связей. По газопроводу «Сила Сибири» идет 38 млрд кубометров сжиженного газа в год идет в Китай. У нас нет никакого смысла присоединяться к Америке».

Политик напомнил, что еще в феврале наша страна отправила врачей, оборудование в Китай. Президенты активно общаются по этому поводу. Мы стали даже ближе, хотя достаточно рано закрыли границу, что не вызвало энтузиазма в Пекине. Тема борьбы с коронавирусом сохраняется, есть опасение второй волны.

«А вот Европейский союз, хоть и дрогнул под напором пандемии, но не распадется, - уверен Пушков. - Но отрицать ослабление внутренних союзов нельзя. Дело тут не в пандемии, оно началось раньше, с финансового кризиса 2008 года. Страны обнаружили, что членство не дает легкого решения или помощи в таких ситуациях. С этим столкнулась Греция, которой предписали экономить. То есть Евросоюз хорош только тогда, когда все хорошо. Ослабление принесли и Брекзит, и кризис с беженцами, и санкции по отношению к России. Вот и сейчас, Италия была брошена на борьбу сама по себе. Все страны боролись на своем национальном уровне. Помощь пришла от Евросоюза только сейчас, когда пора восстанавливать экономику самых пострадавших государств. Идея Евросоюза как федеративного государства умерла, национальные начала будут укрепляться. Евросоюз сохранится, но как финансовая помощь для союзных стран».

По словам Алексея Константиновича, сейчас Россия и Евросоюз взаимодействуют на трех уровнях. Первый – общение Москва-Брюссель. Тут отношения очень ограничены: переговоры по энергетическим вопросам, встречи МИД, но контакты в целом минимальны. Есть очень сильное антироссийское лобби, в которое входит Польша, Прибалтийские страны и ряд других, они не позволят нормализации отношений. Второй уровень отношений – это общение с национальными государствами. Австрия, Венгрия, Финляндия, Франция – с ними у нас идет поступательное развитие. Здесь после пандемии мы сможем увидеть прогресс. Наш рынок может помочь этим странам компенсировать потери от пандемии. Третий – общение с народами стран. Итальянцы искренне нам благодарны за помощь, оценили ее. Россия выглядела хорошо в этих условиях. Так как сами боролись, но решили помочь итальянскому северу. Правда, к сожалению, статей о том, что это обманный ход, было много. Нервозная реакция говорит, что есть раскол между гражданами европейских стран и правящими кругами.

«Что касается Белоруссии, могу сказать, что это – самостоятельное государство и она имеет право налаживать отношение с теми странами, что ей нужны. Если сейчас они хотят улучшить общение с ЕС, то почему нет. Вопрос в том, какой баланс они найдут между нами и Европой. В последнее время мы видим сигналы от президента Лукашенко, что он все чаще ориентируется на Запад. Поле для маневра у Минска есть, но Лукашенко должен понимать, что на Западе прежде всего интересна не дружба, а изменение политической верхушки Белоруссии. Игра США на постсоветском пространстве известна и разыграна уже несколько раз.

Политик коснулся и отношений с другими странами постсоветского пространства. Так, пандемия не повлияет на отношения России и Грузии, разве что на туристический поток. А вот настроения политические – они играют важную роль. Антироссийская кампания, которая то разгорается, то затихает. Тбилиси до сих пор считает, что Россия что-то им должна. Хотя президент Путин не ввел санкции в надежде на нормализацию наших отношений.

- Процессы интеграции других стран постсоветского пространства идут, - добавил Пушков. - Это важно сейчас в период экономического кризиса в период пандемии и после нее. Пока союз ЕврАзЭс делает первые шаги, но все должно происходить постепенно.

Помимо пандемии, на пресс-конференции Пушков также затронул вопросы «Северного потока», аккредитации журналистов из России в Белоруссии, проблемы покупки С-400 Турцией, ситуации с гуманитарной помощью в Сирии и подвел итоги года президентства Зеленского.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру