Эксперт назвал два фактора, которые спасут от индо-китайской войны

Пограничные стычки не перерастут в масштабный конфликт

Спору о границах между Индией и Китаем уже более 100 лет. То, что начиналось как конфликт между британской колонией и не самой сильной региональной страной, сейчас переросло в противостояние двух ядерных держав, которые являются тяжеловесами не только на региональном, но и на глобальном уровне. Именно поэтому инцидент с небольшой пограничной стычкой, в которой погибли военные, привлек столько внимания. «МК» разбирается, к чему может привести ситуация на индийско-китайской границе.

Пограничные стычки не перерастут в масштабный конфликт

После 45 лет относительного мира на границе Индии и Китая пролилась кровь военных. Столкновение было локальным, но привело к жертвам с обеих сторон. Некоторое время казалось, что это может стать поводом для большой войны, однако через несколько часов после начала столкновений, стороны решили отвести войска. И тут же начали сыпаться взаимные обвинения.

Индийская сторона заявила, что более 300 вооруженных китайцев напали на 55 солдат из Индии. Китайцы были вооружены железными дубинками и бейсбольными битами, утыканными гвоздями.

По сообщениям индийских СМИ, некоторые солдаты были забиты до смерти, другие оказались сброшены в горную реку.

«Они били наших ребят по голове металлическими дубинками, обернутыми колючей проволокой. Наши ребята дрались голыми руками» - рассказал офицер индийской армии.

По данным Нью-Дели, от полученных тяжелых ранений скончались 20 военнослужащих, однако Китай тоже понес потери. Впрочем, официальный Пекин об этом молчит.

А вот по поводу столкновения у китайской стороны есть собственная версия. По мнению вооруженных сил Поднебесной, индийские солдаты осознанно пересекли границу с Китаем, и не подчинились требованию покинуть территорию. Таким образом, по китайской версии, действия их солдат были самообороной на своей территории.

Причина сложившегося конфликта – горный рельеф Гималаев и целый ряд споров о границе. В 1914 году тогда еще Британская империя попыталась заключить договор с Китаем о разграничении, однако тогда китайцы отказались от предложенных условий из-за автономного статуса Тибета. А вот Тибет и Индия подписали соглашение, устанавливавшее границу по линии Макмагона.

Китай эту границу так и не признал, что привело к локальной войне в 1960 годах. После серии стычек стороны попытались наметить «линию реального контроля». Главный минус этого решения состоит в том, что линия реального контроля проходит весьма условно, и есть территории, которые своими считают как индийцы, так и китайцы.

В нынешнем случае именно такое положение дел привело к стычке. Ее удалось локализовать, и теперь из компетенции военных конфликт переходит в сферу деятельности дипломатов. Как будут договариваться стороны, к чему это приведет и что стоит ждать дальше «МК» рассказал доцент Института стран Азии и Африки МГУ Борис ВОЛХОНСКИЙ.

– В столкновениях и с той, и с другой стороны погибло несколько десятков человек, хотя точные цифры не называются, как минимум, с китайской стороны. Вероятно, это была локальная стычка, не санкционированная не то, что на самом высоком уровне, а даже на уровне регионального командования. Такие инциденты иногда случаются.

Похоже, обе стороны договорились решать проблему путем дипломатических переговоров. На сегодняшний день войска разведены, и дальше дело уже за дипломатами, а не за военными. Вероятнее всего, переговоры на самом высоком уровне состоятся уже меньше, чем через неделю: на 22 июня намечена встреча в режиме онлайн между министрами иностранных дел России, Индии и Китая. Один из вопросов, которые там будут обсуждаться – как раз урегулирование ситуации на границе между Индией и Китаем.

– Чья инициатива была основной в деэскалации конфликта?

– Вероятнее всего, инициатива была двусторонняя. Нагнетание напряженности не в интересах ни одной из сторон. Необходимо понимать еще один аспект: правительству и той, и другой страны надо показать народу, что оно твердо отстаивает свои национальные интересы. С другой стороны, обе державы хорошо помнят события 1960 года, когда были вооруженные столкновения и, фактически, шла война между Индией и Китаем именно в этих районах.

За прошедшие 60 лет ситуация сильно изменилась – теперь обе страны обладают ядерным оружием, неизмеримо возрос военный потенциал, поэтому я не берусь судить, какая сторона бы победила в случае открытого военного противостояния, но абсолютно очевидно, что и та, и другая страна понесла бы невосполнимые потери. Поэтому нагнетание напряженности не в интересах ни Индии, ни Китая.

– Президент США Дональд Трамп сразу же заявил о том, что он готов выступить посредником. Однако де-факто третьей стороной выступит Россия. Можно ли считать нашу страну посредником в урегулировании этого конфликта?

– Суть внешней политики и Индии, и Китая заключается в том, чтобы избегать посредничества третьих сторон. Когда Трамп заявил, что Соединенные Штаты готовы выступить беспристрастным посредником и не принимать ни ту, ни другую сторону, он почти тут же сказал, что необходимо наказать Китай за другие действия. Поэтому посредничество США Пекин никогда не примет. Тем более в условиях нынешней ситуации, когда отношения между Соединенными Штатами и Китаем обострены.

Сложно сказать заранее, выступит ли Россия в роли посредника. Но учитывая трехсторонний формат встречи министров можно ожидать, что Россия сыграет роль умиротворяющего фактора. У нашей страны прекрасные отношения и с Индией, и с Китаем. Ни та, ни другая сторона не будет подозревать Россию в стремлении получить односторонние преимущества.

- А чего стоит ожидать в дальнейшем? Возможен ли масштабный конфликт между Индией и Китаем?

- Я уже сказал, что обострение ситуации не в интересах ни той, ни другой стороны. Тем более, что Индия и Китай, несмотря на все сложности, по многим вопросам многостороннего формата занимают очень близкие позиции. Кроме того, Китай основной торговый партнер Индии и источник инвестиций. Поэтому важность сотрудничества все-таки перевесит.

Отдельные стычки, несомненно, могут быть. Они случаются. Но наличие ядерного оружия и наличие общих интересов – два сдерживающих фактора, которые гарантируют, что не произойдет чего-то более серьезного.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру