"Не нам с нашей фильтрацией кандидатов осуждать американские выборы"

Каким бы ни был исход президенской кампании в США, последствия для Москвы будут негативными, считает политолог

Обратившись к нации, Джозеф Байден заявил об уверенности в своей победе, но пока что не о самой победе: подсчет голосов на выборах президента США все еще не закончен. Так или иначе первая, и, осторожно предположим, самая зрелищная часть этого спектакля подходит к концу. О том, чем вызван ажиотажный интерес к нему со стороны российских зрителей, мы поговорили с политологом Глебом Павловским.

Каким бы ни был исход президенской кампании в США, последствия для Москвы будут негативными, считает политолог

Кто-то в России взирает на происходящее в Соединенных Штатах с нескрываемым злорадством: вот, мол, вам хваленая заокеанская демократия - скандалы, интриги, фальсификации... Словом, все как у всех. И даже хуже. Кто-то - с печальной укоризной. Мол, не ожидали мы такого от американцев. Ох, не ожидали. А кто-то, напротив, - с восторгом. Как на образец подлинного народовластия. Сурового, противоречивого, но в конечном итоге справедливого.

- Глеб Олегович, каковы ваши мысли на сей счет? То, что мы видим в Америке, - кризис демократии, шоу, далекое от ее стандартов, как утверждает, например, Вячеслав Володин, или эта самая демократия и есть? И, соответственно, следует нам стремиться кэтому или, напротив, избегать - учиться, так сказать, на их ошибках?

- Если честно, мне непонятен вопрос. Чему вы можете научиться на примере совершенно другой, более сложной для нас системы? Ничему вы не можете научиться. Конечно, это демократия, но демократия нам не известная. Демократия очень старая, сложно устроенная, имеющая массу предохранителей на случай тех или иных ошибок. Правда, предохранители эти сами иногда становятся проблемой, как это происходит сейчас.

Но не нам с нашей фильтрацией кандидатов осуждать американские выборы. У нас система жалкая, зарегулированная. И крайне опасная для самой себя. Значительно более опасная, чем американская. Поэтому нет, я не вижу уроков, которые мы здесь можем извлечь. Вот если бы победили декабристы и у нас тоже была бы демократия с двухсотлетней историей, тогда был бы смысл о чем-то таком говорить.

- Ваш пост в "Фейсбуке", посвященный российскому обсуждению американскихвыборов, содержит, на мой взгляд, очень точную характеристику: "Русская мечта всегда - мечта о чужой силе, которая "порешает вопросы" за нас".

- Я имел в виду надежды некоторых наших либеральных экспертов на Байдена. Их смутную и совершенно неоправданную мечту: кто-то придет и устроит дела к лучшему. В том числе - наши дела. Каким образом - непонятно. Это не уточняется.

Ровно такие же вспышки эмоций были по поводу избрания на Украине Зеленского - этому тоже аплодировала либеральная Россия. Даже по поводу ухода - как оказалось мнимого - Назарбаева с президентского поста мы почему-то торжествовали.

Это какое-то свойство русского характера - искать решение своих проблем за границей. Я рассматриваю это как политическую глупость.

Безусловно, выборы в Америке чрезвычайно важны, в том числе и для нашего будущего. Ситуация в мире действительно очень серьезна, и американские выборы, кто бы ни стал президентом, приведут к ее изменению. Нам следует готовиться к этим переменам.

Но вместо этого мы занимаем позицию болельщиков. "Фанклубы" орут, в соцсетях "топят" за одного и за другого кандидата... Это смешно.

- Может быть, это своего рода сублимация: выплескиваются эмоции, нерастраченные в ходе внутриполитической борьбы - за ее отсутствием?

- Да, во-первых, это. Но не менее важно второе - отсутствие готовности участвовать в мировой политике. Обществу, по сути, безразлично, какую международную политику проводит власть. У него нет своего представления о том, какой должна быть эта политика.

Мы развлекаемся невежественными базарными пересудами. Как у Гоголя: доедет это колесо до Москвы или не доедет? А это колесо, между прочим, может тебя и переехать. Но это не обсуждается. Обсуждаются какие-то вторичные вещи. На самом деле это положение зрителя в цирке, который глядит на львов, не зная, что решетки прогнили.

- Позиция власти еще менее понятна. В отличие от прошлых президентских выборовв Америке, когда за победным продвижением Трампа следили с замиранием сердца, апотом пили шампанское, сейчас в коридорах власти всячески подчеркивают, что дляРоссии неважно, кто победит. Как считаете, лукавят?

- Это попытка задним числом исправить свое поведение четырехлетней давности. Но и тогда оно смотрелось глупо. Вместо того чтобы пить шампанское, надо было срочно формировать предложения для новой американской администрации. Это казалось самоочевидным.

Если бы Россия предложила, например, конвенцию против интернет-вмешательства во внутренние дела, хотя бы декларативную, это выглядело как проявление доброй воли. Вместо этого у нас шли какие-то идиотские разговоры про "патриотических хакеров" и тому подобном. Стыдно вспомнить. Мы сами помогли тогда врагам Трампа связать ему руки в отношении российской политики.

А сегодня делаем вид, что нам все равно. А нам вовсе не все равно. Возникают два сценария, и оба опасны для России. Не готовится к ним так же нелепо, как пить шампанское четыре года назад.

- Ну, о том, чем нам грозит приход к власти Байдена сказано уже достаточно много...

- Да, и сказано много глупостей. Опасен не приход Байдена сам по себе, опасно отсутствие собственной встречной политики. Когда нет своей линии, ты экспериментируешь, а Соединенные Штаты - не та страна, с которой стоит экспериментировать.

И дело тут не только в наших отношениях с Америкой - линии нет нигде. В последнее время Россия опаснейшим образом изолировала себя на международном поле. По своей вине, в результате собственных ошибок мы оказались обложенными со всех сторон, на всех направлениях.

Провал на Кавказе, в Белоруссии, Средней Азии... Я уже не говорю о развале отношений с Европой. Пандемия предоставила нам шанс обнулить прежние недоразумения, но мы пошли еще дальше в этом отношении. У нас почти не осталось друзей, а тем немногим, что еще есть, вроде Армении, мы ничем сейчас помочь не можем.

При этом я не вижу никакой готовности к ревизии нашей внешней политики. И значит, мы подставляемся. Мы сегодня идеальная добыча для любой "охотничьей" коалиции в мире.

- А чем все-таки опасен сценарий с "продлением" Трампа?

- В случае переизбрания Трампа американская политика изменилась бы не меньше, чем при Байдене. Раскол в Америке был бы еще страшнее, чем сейчас. А раскол в Америке - плохая вещь. У нас есть люди, которые думают, что на этом можно выиграть. Но мы ничего не выиграли бы.

Возникла бы мощная антитрампистская коалиция, началась, по сути, холодная гражданская война. Совершенно не приходится ждать, что республиканская партия в такой ситуации приветствовала бы какие-то шаги навстречу России. Россия, напротив, стала бы для Трампа удобным мешком для битья. Удобным и безопасным.

- В общем, куда ни кинь - всюду клин?

- Стратегически - да. Сразу, конечно, ничего особенного не произойдет. Это тоже такое наше русское свойство - думать, что все нами озабочены. Что и республиканцы, и демократы только о России сейчас и думают. О России вспомнят еще очень не скоро - при любом исходе кампании. Но вспомнят обязательно.

Сюжет:

Выборы президента США 2020

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру