Под занавес ковидного 2020-го Великобритания планировала присоединиться к военно-морским учениям США у берегов Флориды. Было решено пригнать в акваторию маневров целую авианесущую группу во главе с новейшим авианосцем «Принц Уэльский» класса «Queen Elizabeth».
Планировалось совместные полеты с самолетов 5-го поколения F-35 ВМС США и британского флота. Однако планы разрушило ЧП на борту английского авианосца. Пока команды боролись за живучесть корабля, выяснилось, что всему виной давшая сбой система пожаротушения. Она стала заливать внутренние отсеки авианосца.
В итоге вышли из строя часть электрики и электроники, которые питали системы двигателей, а также система жизнеобеспечения. Сообщают, что воду из отсеков выкачивали сутки.
Вскоре появилась версия инцидента – на самом деле система пожаротушения не «сошла с ума». Она сработала штатно, отреагировав на перегрев силовой установки «Принца» и повышение температуры в машинном отделении выше нормы. Правда, заявляют, что никакого задымления не было, и температура в машинном отделении если и повысилась, то не критично.
–Поломка у британцев серьезная. Она говорит лишь об одном: корабль не был боеготов, - заявил «МК» капитан 1 ранга, член экспертного совета «Офицеров России» Василий Дандыкин. – Если системы пожаротушения ведет себя так странно, то ни о какой боеготовности нет и речи. Пожаротушение важнейший компонент корабля, ведь на борту целое авиакрыло, а это сотни тонн топлива. Плюс и сам корабль несет огромный запас горючего.
При этом эксперт отмечает: такую поломку уникальной назвать нельзя.
–Проблемы с системами пожаротушения не редкость на авианосцах нового поколения. Например, у той же Франции с ее авианосцем «Шарль де Голль», который вообще получился откровенно хромоногим. Теперь к ним прибавилась и гордость Великобритании, как они говорят, новейший «Принц Уэльский», - добавил Василий Дандыкин.
HMS Prince of Wales или «Принц Уэльский» – второй корабль из новейшего класса авианосцев Британии «Queen Elizabeth». Корабль длиной 280 метров и водоизмещением 65 тонн способен нести авиакрыло из 40 самолетов и вертолетов, в том числе 24 самолета 5-го поколения F-35В. Казне Соединенного Королевства он обошелся в рекордные 4 млрд фунтов стерлингов. Впрочем, теперь о самом большой надежде британского Военно-морских сил стоит на какое-то время забыть.
В ВМС Британии пока не решаются сказать, когда и как долго будут ремонтировать. Цена ремонта – не меньше 120 млн фунтов стерлингов. Специалисты отмечают: почти всю электронику авианосца придется заменить. Потребуется и частичная переборка силовой установки «Принца Уэльского».
Теперь, как пишет The Sun, морякам и командованию флота откровенно стыдно – чуть ли не первый дальний поход, и такой конфуз.
Примечательно, но головной корабль серии «Queen Elizabeth» уже второй год стоит на приколе в Портсмуте. До сих пор не удалось решить проблемы с гребными винтами нового и одного из самых дорогих авианосцев в мире. Когда он сможет вновь выйти в море неизвестно. Некоторые эксперты утверждают: «Queen Elizabeth» хотят подлатать и предложить другой стране. Например, Индии или Таиланду.
–Очевидно, амбиции Британии вновь «владычицей морей» и главенствовать в Северном, Средиземном и Черном морях не подтверждаются реальным состоянием дел, - констатирует Василий Дандыкин. – Я думаю, в какой-то степени Англичане утратили способность строить корабли такого класса, как авианосцы. Не будем сбрасывать со счетов и плохую выучку корабелов. Ведь Соединенное Королевство давно ничего большого морского не строила. Вот так деградация и утрата технологий кораблестроения выходит боком некогда величайшей морской державе.
Впрочем, определенные проблемы с некоторыми кораблями надводного флота есть и у России. Например, ситуация с единственным в стране тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнец». Он все еще проходит ремонт после перенесенного в прошлом году пожара. В декабре 2019-го во время регламентного ремонта из-за нарушения техники безопасности загорелись остатки мазута. В итоге на корабле выгорело 600 квадратных метров помещений, двое погибли, еще 12 получили ожоги разной степени тяжести. Тогда было принято решение продлить ремонт авианесущего крейсера еще на год.