США начали крестовый поход: пока против Китая

Капитализм с американской спецификой против социализма с китайской спецификой

Накануне нового года из солидного журнала «Форин Эффэрз» раздался крик души. В статье под заголовком «В состязании с авторитаризмом Соединенные Штаты должны осознавать свои преимущества — демократические ценности» признается, что «авторитарные соперники, особенно Китай и Россия, захватили инициативу в областях политики, экономики, технологии и в информационном пространстве. Эти страны наращивают силы дома, а на мировой арене подрывают демократические институты и объединения. Во всем мире демократические ценности и лидерство отступают».

Капитализм с американской спецификой против социализма с китайской спецификой

Американским политологам все чаще приходится уповать на «демократические ценности». Эпидемия COVID-19 не просто обвалила экономику, но усугубила разрушительные противоречия американского общества, расколола политическую систему, выпустила на улицы беснующуюся чернь. По итогам года ожидается спад ВВП примерно на 5%. Фиаско потерпела система здравоохранения — от вируса умерло уже 340 тысяч человек. Целование кедов старожилов цветных гетто, погромы в деловых кварталах и снос памятников героям американской истории обнулили притягательность таких понятий, как свобода личности и мультикультурализм.

Обрушение мечты американской рельефно смотрится на фоне впечатляющих успехов мечты китайской. Сейчас Китай стал не только крупнейшим оазисом в мире, охваченном пандемией коронавируса. Он становится самым крупным глобальным рынком и локомотивом преодоления экономических последствий бедствия.

Назревавшее где-то с начала века противостояние двух систем превратилось в лобовое столкновение при президенте Трампе. Но он в основном акцентировал внимание на дефиците в торговле, в присвоении интеллектуальной собственности и т.д. Торговая война так и не стала победой ее инициатора.

Новый президент Байден, скорее всего, сохранит все фортификации торговой войны. Тарифы не будут повышаться, не будут и сниматься. Думаю, что и «политика большой дубинки» на подступах к Поднебесной никуда не денется. В наследство Байдену достается развернутая Трампом модернизация «непотопляемого авианосца» под названием Тайвань.

Никуда не денется и роль глобальной системы финансовых институтов, обеспечивающих благосостояние США благодаря выкачиванию мировых ресурсов в обмен на доллары. Все эти средства и способы сдерживания соперников будут использоваться в предстоящие четыре года с большей или меньшей интенсивностью. Но к ним прибавится еще одно, подзабытое при Трампе, — демократические ценности. Если быть точнее, то это ценности Демократической партии.

Байдену в наследство от Обамы достались идеологи неоконсерватизма «неоконы», а также исповедующие эти взгляды политики и чиновники разных ведомств. Неоконсерваторы считают себя хранителями «священного Грааля» американского образа жизни, идей американской гегемонии и исключительности. «Неоконы» входят в высшие деловые и политические круги, в командование вооруженных сил и разведывательного сообщества. По существу, «неоконы» и есть то самое глубинное правительство, которое доказало свое могущество, погубив президента Трампа.

Как будут развиваться события в обозримом будущем? Думаю, поначалу высоколобые «неоконы» и их пехота будут бить по уже пристрелянным целям. Например, будут пытаться продолжить «цветную революцию» в Гонконге. Будут стимулировать т.н. тайваньскую идентичность ради превращения 22 миллионов жителей Тайваня в сакральную жертву все еще незаконченной гражданской войны в Китае.

«Неоконы» будут еще активнее подстрекать сепаратистов и религиозных диссидентов в Синьцзяне, Тибете и других национальных районах. Усилят работу с религиозными течениями и в самом Китае. Погоня за прибылью любой ценой создала за десятилетия реформ и открытости очевидный духовный вакуум, и события на площади Тяньаньмэнь весной 1989 года стали лишь одним проявлением.

К числу других можно отнести деятельность тоталитарной секты «Фалуньгун». Она возникла в конце 90-х годов и привлекла сотни тысяч последователей за счет симбиоза буддийских культов и гимнастики цигун.

В последние годы быстро возрождается почти подавленное при Мао Цзэдуне христианство. Сейчас по всей стране появляются новые здания церквей, их посещают молодые люди, студенты. Сотни тысяч новообращенных после учебы возвращаются домой из Америки и стран Европы. Рождество, День святого Валентина и другие христианские праздники окитаились настолько, что спохватившимся властям не удается хотя бы снизить число участников соответствующих церемоний. По-христиански проходит большинство свадеб в городах, аура даже закрытых соборов и церквей используется для освящения бракосочетания. Так что питательная среда для наращивания христианской мягкой силы уже создана.

Судя по предвыборным заявлениям Джозефа Байдена и материалам «неоконов» Демократической партии, направлением главного удара все же станет Коммунистическая партия Китая. Сплоченность партийных рядов, которая существенно усилилась за годы руководства Си Цзиньпина, вряд ли остановит американцев. В Вашингтоне гордятся победой над КПСС, которая отличалась монолитной сплоченностью и которая в одночасье рассыпалась под ударами внутренней оппозиции и агентов влияния в руководстве. В Пекине понимают генетическое родство КПСС и КПК, сходство врожденных сильных и слабых сторон. Негативный опыт слабохарактерного Горбачева и его податливого окружения до сих пор тщательно изучают в партийных исследовательских центрах, обсуждают на партсобраниях.

Нынешний руководитель Си Цзиньпин показал себя как решительный и эффективный правитель. Он развернул борьбу с коррупцией и ужесточил дисциплину в правящей партии, включая высшее руководство. За последние 3–5 лет в КПК установлен, по существу, военный режим единоначалия. Будучи в равной степени коммунистом и патриотом, он стал заполнять духовный вакуум в обществе не только идеями Маркса, Ленина и Мао Цзэдуна. В 2012 году был сформулирован пропитанный патриотизмом долгосрочный план «Великого возрождения китайской нации», превращения Срединного государства в ведущую державу мира.

Рассчитанный до 2049 года план четко выполняется — его первый этап завершится в будущем году, и поставленные промежуточные цели уже выполнены — ВВП Поднебесной нынче вырос в 2 раза и достиг 100 триллионов юаней, душевой доход китайцев составил 10 тысяч долларов, окончательно покончено с нищетой последних 100 миллионов крестьян.

Си Цзиньпин доказал способность держать удар во время эскалации «холодной войны» против Китая и вспышки COVID-19. Если кто-то и надеялся свалить вину за кризис на Председателя Си, то он жестоко просчитался. Патриотические настроения стали еще сильнее, особенно среди молодежи.

Однако и высочайшая степень естественной защищенности нынешнего вождя компартии вряд ли остановит американских «крестоносцев» XXI века. Не дожидаясь смены власти в Чжуннаньхае, они будут искать компромат на других руководителей, их живших или учившихся на Западе родственников. Они будут пытаться сталкивать разные поколения элиты, аппаратчиков партийных и правительственных структур, командиров вооруженных сил и органов безопасности, представителей разных регионов и даже разных диалектных групп, которые до сих пор сопоставимы с отдельными языками.

Несмотря на успехи 8 лет правления Председателя Си, на быстрый рост среднего класса и ликвидацию абсолютной бедности недовольных все равно много. Ежегодно проходят десятки тысяч демонстраций по поводу чиновных злоупотреблений на местах. Так что мастера «цветных революций» при определенном стечении обстоятельств могут попытать счастья…

Все более важным полем боя разных идеологий становится сетевое пространство. Китайские власти пытаются защититься от влияния западных варваров, воздвигнув защитную систему, которая получила название «Великая огненная стена». Это современнейшее защитное сооружение, конечно, парирует большинство атак в Интернете. Но далеко не все… Социальные сети соревнуются с официальными СМИ и сетевыми ресурсами, которые остаются под жестким контролем партийных пропагандистов. Атаки «неоконов» будут становиться все более изобретательными и эффективными за счет талантливых блогеров и хакеров из числа китайских студентов, оставшихся в Штатах. В информационных войнах будут использовать тайваньцев, говорящих с жителями континента на одном языке и понимающих особенности их психологии.

Уже ближайшие месяцы покажут разницу в уровнях враждебности в отношении Китая Трампа и Байдена. Станет понятной и степень уверенности Пекина в своих силах, решимости следовать своим собственным путем. Но антагонистические противоречия между социализмом с китайской спецификой и капитализмом с американской спецификой никуда не денутся. Продолжится и усилится соперничество за водительское место в автомобиле мирового порядка. Это соперничество, так или иначе, рано или поздно отразится на всем остальном мире, включая Россию.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28454 от 11 января 2021

Заголовок в газете: Крестовый поход против Китая

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру