Выяснилось, как США собрались остановить Россию в Арктике

Военное противостояние в Северном Ледовитом океане ужесточается

Военно-морские силы США начинают боевое патрулирование в Арктике у границ России. Об этом на днях заявил американский военно-морской министр Кеннет Брейтуэйт. Он не скрывает, что США «на правах доминирующей мировой военно-морской силы» собираются остановить Россию, которая уверенно осваивает арктические территории и контролирует Северный морской путь. В результате Крайний Север на глазах превращается в «горячую точку», континент противостояния ведущих мировых держав.

Почему Арктика стала мировым центром притяжения? Причины три. Во-первых, шельф скрывает колоссальные природные ресурсы. Во-вторых, там проходит Северный морской путь – кратчайший судоходный маршрут из Азии в Европу. Из-за потепления и таяния льдов он становится все более судоходным. И в-третьих, кратчайший маршрут полета ракет США до важнейших стратегических, политических и экономических объектов Центральной России, Урала, Сибири пролегает через Северный полюс. Наши в ответ полетят тем же маршрутом.  

Военное противостояние в Северном Ледовитом океане ужесточается

Шельф раздора

Права на Арктику предъявляют не только страны, имеющие прямой выход в Северный Ледовитый океан – Россия, США, Канада, Норвегия, Дания, или Исландия, но и те, которые по своему географическому положению находятся от Арктики далеко: Китай, Южная Корея, Индия, Бразилия…

Чем обоснованы их претензии? Тем, что Арктика до сих пор не имеет международно-признанных границ. Северный Ледовитый океан не принадлежит ни одному из государств. А, как известно, все войны, так или иначе, велись за определение границ каких-либо территорий и их принадлежности.

Пока Север большую часть года прочно сковывали дрейфующие льды, не позволявшие вести добычу недр, границами Арктики никто особо не интересовался. Континентом занимались в основном ученые и исследователи. Теперь льды таят. Природные ресурсы становятся доступней. Вопрос - как будем делить, встает остро. А делить там есть что.

Только за последние годы на арктическом шельфе открыто 61 месторождение углеводородов, 43 из них – в российских территориальных водах. По данным исследователей, в этом регионе может находиться до четверти мировых запасов нефти и половина запасов газа.

Естественно, что права на арктические территории в первую очередь стремятся закрепить за собой северные государства. Причем понятие «Арктика» в своих внутренних законодательных актах каждая из стран трактует по-своему.

Дания, например, причислила к Арктике Фарерские острова и Гренландию. США – не только земли, что находятся севернее Полярного круга, но и Берингово море, а также Алеутские острова в Тихом океане. Канада – все, что расположено выше 60-градусной параллели северной широты. Швеция и Финляндия, не имея прямого выхода в Северный Ледовитый океан, объявили себя приарктическими государствами. А Исландия целиком всю свою территорию отнесла к Арктике.

Россия имеет самую протяженную арктическую границу — 22 тыс. 600 км с учетом изрезанной береговой линии и многочисленных островов. Свои сухопутные арктические рубежи наша страна закрепила в 2014 году Указом президента РФ от 2 мая, включив туда Мурманскую и Архангельскую области, Республику Коми и Якутию, Красноярский край, Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, некоторые районы Карелии, а также земли и острова в Северном Ледовитом океане.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, любое прибрежное государство может владеть шельфом вместе с его недрами за пределами своей 200-мильной зоны, если он является продолжением континента. Поэтому все страны спешат застолбить территорию.

Права на шельф официально закрепляет международная комиссия ООН, созданная в 1997 году. Сбором доказательств прав на шельф сейчас заняты многие страны, включая Россию, которая в этом вопросе уже много добилась. На арктических территориях добывается 91% нашего природного газа. Если вспомнить, как болезненно реагируют США на строительство газопровода «Северный поток-2», то станет ясно, что российские газовые перспективы в Арктике их беспокоят не меньше.

Рифы Севморпути

Еще один предмет беспокойства Вашингтона – Северный морской путь, главная водная артерия, которая соединяет европейские и дальневосточные порты, устья крупных судоходных рек Сибири в единую транспортную судоходную систему России. По Севморпути идет доставка грузов на отдаленные северные территории. По его берегам построено свыше 50 крупных портов.

Глобальное потепление существенно увеличило сроки навигации на Севморпути, открыв для него новые международные перспективы. Этот путь из Европы в Азию и обратно на 10 тыс. км короче традиционного, проходящего через Средиземное море, Суэцкий канал и Индийский океан.

Если путь контейнеровоза из японского порта Иокогамы в норвежский Киркенес через Суэцкий канал занимает 44 дня, то по Севморпути - 26 дней. Соответственно, топлива можно взять меньше, а груза - больше. И доставка обойдется чуть не вполовину дешевле. Не говоря уже о том, что, на Севере риск встретить пиратов равен нулю. Все проходящие здесь суда находятся под защитой нашего Северного флота. 

Экономические перспективы судоходства по Севморпути интересуют все больше стран. В первую очередь, Китай, активно торгующий с Европой. Севморпуть стали даже называть «Ледовый Шелковый путь».

Китай в Арктике - ключевой партнер России. Пока. По словам председателя КНР Си Цзиньпина, Пекин настроен на освоение морских коридоров в Арктике совместно с Россией. Это и понятно: круглогодичную навигацию на Севморпути обеспечивает самый большой в мире ледокольный флот России: 41 ледокол, из которых пять - атомные.

В планах Пекина – строительство собственных ледоколов. Россия – мировой лидер в создании силовых ядерных установок большой мощности, и здесь Китаю без России не обойтись. Сотрудничество стран предполагает финансирование Пекином ряда арктических проектов в обмен на помощь Москвы в строительстве ледоколов. Но опять-таки, такое сплетение интересов в Арктике двух главных соперников США совсем не устраивает Вашингтон.

Когда после развала Союза, Россия уходила из Арктики, бросая обжитые поселки, военные городки, технику на заваленных снегом аэродромах, американцы были уверены, что это уже навсегда. Они даже не особо спешили закреплять свои права в этом регионе – вопрос-то, казалось, уже решенный. Но к концу прошлого десятилетия Россия неожиданно для всех начала постепенно возвращаться в Арктику. И первыми туда пришли военные, чтобы ни у кого сразу не осталось сомнений, кто, где и чьи интересы защищает.

В Минобороны успешно реализовало план развертывания арктических войск к 2020 году. По словам Сергея Шойгу, это сделано «для адекватного реагирования на существующие и прогнозируемые угрозы».

В Штатах такой прыти от наших военных не ожидали. А зря. Север в России традиционно осваивали военные. Вспомнить хотя бы атамана Семена Дежнева, который в 1640-1668 годах на деревянных кочах прошел по устьям северных рек, попутно открыв еще и пролив, позже названный его именем. Или великую северную экспедицию 1734-1741 годов, когда Беринг, Стерлигов, братья Лаптевы и другие наши морские офицеры впервые описали побережье вдоль будущего Севморпути. Их имена навсегда остались на арктических картах.

Тогда, кстати, не стоял вопрос: кому принадлежат эти земли? Кто их открыл, нанес на карту, освоил, тому и принадлежат. Зато теперь, спустя 250-300 лет, США требуют интернационализации Севморпути, то есть передачи его под международный (читай – американский) контроль по мере того, как его участки освобождаются от льда. Хотя в период главных арктических открытий США как государства и в помине не существовало.

На днях министр ВМС США Кеннет Брейтуэйт обвинил российских моряков в том, что они незаконно заставляют все иностранные суда, включая военные, запрашивать разрешение на проход по Севморпути. Они, якобы, обещают топить корабли, которые откажутся от услуг местных лоцманов.

Наши моряки ответили: американский министр передергивает. Услуги лоцманской службы нужны хотя бы потому, что в этом районе судоходства малые глубины, экстремальные погодные условия и прочие осложняющие факторы. Случись что, и среди ледяных торосов, холодного моря, низких температур любая спасательная операция быстро может превратиться в поисковую.

В США этих доводов не слышат. Все тот же Кеннет Брейтуэйт заявляет, что в ближайшие годы в Арктике американский флот будет действовать «более настойчиво», чтобы оспорить российские и китайские «притязания», и если «морские пути на Севере становятся судоходными, то ВМС США собирается гарантировать там своим партнерам свободу судоходства».

Не очень ясно, как они собираются это сделать? Знаменитые американские авианосцы предназначены в основном для южных морей. В северных широтах их палуба покрывается толстым слоем льда и ни один самолет не может с нее взлететь. Ледокольного флота для самостоятельной проводки кораблей по Севморпути у американцев тоже нет. Пока Штаты располагают одним средним ледоколом Healy - он вечно ремонтируется, и одним тяжелым - Polar Star.

Летом 2019 года прежний глава ВМС Спенсер тоже хотел организовать на Севморпути операцию «по свободе мореплавания». Проще говоря, провокацию, когда военные корабли ВМС США заходят в территориальные воды другой страны, требуя «мирного прохода», закрепленного Конвенцией ООН по морскому праву. Штаты, кстати, эту Конвенцию так и не подписали, но активно настаивают на ее исполнении другими странами.

Но береговую охрану США, которой принадлежал ледокол Polar Star, на тот момент возглавлял довольно прагматичный адмирал Пол Цукунф. Он прямо заявил, что не готов поддержать эту акцию, так как единственный ледокол, имеющийся на флоте США, не выдержит такого похода. И если в пути он сломается, то помощи придется просить у русских.

Как полагают эксперты, на самом деле борьба за свободу судоходства на Севморпути, которую Вашингтон ведет, якобы, в интересах своих союзников, имеет совсем другую подоплеку. Если США добьются свободного прохода кораблей, включая военные, по Севморпути, то Пентагону уже ничто не помешает отправлять прямо к северным границам России свои эсминцы и крейсеры с крылатыми ракетами «Tomahawk» с дальностью до 2500 км. С такими ракетами ВМС США смогут держать под прицелом значительную территорию России. А комплексы ПРО системы «Aegies», установленные на эсминцах ВМС США, смогут сбивать российские баллистические ракеты, запрограммированные на полет через Северный полюс, на восходящих траекториях. Таким образом Штаты надеются сорвать наш удар возмездия в ответ на ракетно-ядерное нападение на Россию.

От Аляски до Гренландии

Американцы сами признают, что Арктику они «проспали». Россия их серьезно обогнала. Но Вашингтон пересмотрел арктическую политику. Она стала приобретать все более военизированные формы.

В июле 2020 был опубликован Меморандум президента США об обеспечении национальных интересов США в Арктике и Антарктике, где заявлено о строительстве целого ледокольного флота к 2029 году под решение военных задач. Следом была принята арктическая программа, написанная аналитиками ВВС США. Северный континент в ней представлен как стратегический плацдарм для операций американских ВВС, где в качестве реального противника выступают Россия и Китай.

В рамках этой программы в начале февраля 2021 года на норвежский аэродром Орланд в 480 км от Северного полярного круга, из Техаса были перебазированы американские стратегические бомбардировщики B-1B Lancer. Здесь же на базе размещены истребители 5-го поколения F-35 Lightning II Королевских ВВС. Сюда же с авиабазы в Германии частенько прилетают американские самолеты дальнего радиолокационного обнаружения E-3 Sentry. 

Европейские страны – члены НАТО также не скрывают большого интереса к арктическим территориям, все чаще рассматривая их сквозь призму армейского прицела. Великобритания, например, приняла собственную военно-арктическую стратегию, где прямо объявляет, что отстаивать свои интересы в Арктике будет военными методами. В 2016 году Национальную программу освоения Арктики одобрила Франция, одновременно представив военную доктрину: «Франция и новые стратегические вызовы в Арктике».

Страны НАТО в последнее время объединяют усилия в арктическом регионе. США размещают самолеты противолодочной авиации на базе ВМС в Адаке на Алеутских островах, строят новый глубоководный порт на Аляске, а в самой северной точке на мысе Барроу установили 15 мощных радаров системы раннего предупреждения о ракетном нападении.

Аналогичные объекты имеются и в Гренландии, на авиабазе Туле, которую США используют с 1949 года, как только Дания стала членом НАТО. Этот объект противоракетной обороны США очень важен для Пентагона с точки зрения разведки, спутниковых операций и обнаружения пусков ядерных ракет с территории Китая или России.

Туле – база с глубоководным портом и длинной взлетно-посадочной полосой - используется Пентагоном как логистический центр для операций в Арктике. При Трампе  даже рассматривался вопрос о покупке у Дании части островной территории Гренландии. Датчане не согласились. Но Вашингтон не сдается, ищет подходы. Как пишет американская The Washington Examiner, у США на Гренландию большие виды: «чтобы остудить арктические амбиции России», американцы хотели бы уже сейчас разместить там ракеты средней дальности. Расстояние по прямой до Москвы – 3800. А у ракет средней дальности – до 5500 км.

«Клевер» и «Трилистник»

В советские времена северные границы России от ударов с воздуха защищало мощная Кольская отдельная армия ПВО, которая с развалом Союза была фактически уничтожена, после чего воздушные границы российской Арктики долгие годы оставались открытыми. Теперь базы НАТО стоят почти у российских границ. 

Как говорил Владимир Путин, «не хочется здесь ничего нагнетать, но специалисты знают, что, допустим, американские атомные подводные лодки дежурят на севере Норвегии. Подлетное время их ракет — 15 минут до Москвы. И мы должны понимать, видеть, что там происходит».

На днях один из преподавателей норвежской военной академии Турмуд Хейер вообще заявил: из-за того, что Норвегия ближе всего расположена к России – потенциальному противнику США и все активней участвует в соперничестве этих стран, она в ближайшее время может стать реальным полем боя в Арктике, где сойдутся в битве две сверхдержавы.

Чтобы не допустить такого сценария, в 2014 году было создано Объединенное стратегическое командование «Северный флот». В Северный флот вошли все береговые части, отвечающие за стратегическую безопасность всего арктического побережья, а также надводные и подводные силы.

1 января 2021 года Объединенному стратегическому командованию Указом Президента РФ придан статус военного округа. Северный флот постоянно пополняется не только кораблями и подлодками, но и сухопутными частями и бригадами. Фактически создается северная армия, в белой камуфляжной форме.

В кратчайшие сроки для нее с использованием самых современных технологий построены уникальные военные объекты: «Северный клевер» на архипелаге Новосибирские острова и «Арктический трилистник» - на Земле Франца-Иосифа. Это единственные в мире объекты капитального строительства, ближе всего расположенные к Северному полюсу.

Реанимируются аэродромы, которые смогут круглогодично принимать самолеты всех типов. Для арктических войск разрабатываются специальные вооружения, способные выполнять боевые задачи в условиях сверхнизких температур, не замерзая на 50-60-градусных морозах. Это комплексы ПВО «Панцирь-СА» и «Тор-М2ДТ», гиперзвуковые ракеты, тяжёлые истребители-перехватчики, корабли ледового класса, подлодки с подводными аппаратами различного назначения. Планируется, что к концу года по всей длине российских северных границ будет установлена целая сеть станций «Резонанс-Н», чем завершится создание единого радиолокационного поля на северном направлении. 

Такая мощная арктическая группировка войск жизненно необходима России. То, что России уже в ближайшее время придется отстаивать свои интересы в Арктике от притязаний США, никто уже не сомневается. И хорошо, если все закончится миром, как в анекдоте:

«Арктика, бесконечные льды до горизонта. По льду ходят американские полярники. Вдруг раздается гул и треск – всплывает российская подлодка с ядерными ракетами. Испуганные американцы спрашивают: сейчас будет ракетная атака? Русские моряки отвечают: пельмени варим! Американцы: а зачем всплывать? Русский кок протягивает им пачку пельменей и говорит: Ну, вы американцы даете! Читайте, тут черным по белому написано: довести до кипения и варить 5-7 минут после ВСПЛЫТИЯ!».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28476 от 10 февраля 2021

Заголовок в газете: «Горячая» война в холодной Арктике

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру