Стало известно о проблемах в создании российских ударных беспилотников

Нет отечественных современных двигателей для дронов

Российский авиапром оказался не готов к технологическому скачку в области беспилотных летательных аппаратов. Именно поэтому Россия отстает от США, Китая, Израиля и даже Турции в создании тяжелых ударных беспилотников большой продолжительности полета.

Нет отечественных современных двигателей для дронов
Фото: mil.ru

Парк ударных беспилотников в мире исчисляется сотнями. ВВС и ВМС США используют тяжелые разведывательно-ударные беспилотники уже почти четверть века. Такие аппараты массой в несколько тонн могут сутками находиться в воздухе и применять управляемые ракеты и корректируемые бомбы.

Азербайджанская армия эффективно использовала израильские и турецкие ударные беспилотники «Байрактар» в Карабахской войне.

Ударные беспилотники для российской армии только создаются. О причинах отставания российского авиапрома говорится в сборнике военно-научных статей «Роботизация и военное дело будущего», которая издана под редакцией экс-главкома ВКС генерал-полковник Виктора Бондарева.

В 90-е годы, когда в США и Израиле занялись созданием ударных беспилотников, российской армии было не до того. Средств не хватало на мизерное денежное довольствие военнослужащих, которое месяцами не выплачивалось. Армия сокращалась. 

Проблемы с вооружением выявила операция по принуждению Грузии к миру в 2008 году. Была принята новая программа перевооружения армии. Однако создание тяжелых ударных беспилотников, способных нести оружие, «требовало огромного технологического скачка, к которому отечественная промышленность была не готова в то время», говорится в статье.

Сирийский опыт тоже остро выявил отсутствие у России собственных ударных аппаратов для поражения обнаруженных целей.

Авиапрому не хватало ключевых компетенций в сфере разработки современных двигателей для беспилотников с большим ресурсом. Эта проблема сохраняется и сегодня, отмечает автор статьи.

История создания тяжелого ударного дрона «Альтаир» («Альтиус») казанским ОКБ имени М.П.Симонова выявила еще одну проблему: отсутствие отечественных специалистов по беспилотникам.

В 90-е годы многие из этих специалистов из-за отсутствия работы и безденежья эмигрировали, в том числе в Израиль. Некоторые специалисты считают, что именно эти кадры обеспечили скачок в развитии беспилотных технологий в Израиле, где по этой тематике работает сразу несколько крупных концернов, в том числе IAI, которые продают дроны по всему миру.

Недостаток средств и отсутствие кадров привели к срыву сроков разработки «Альтаира» в Казани. Проект пришлось передать в Уральский завод гражданской авиации в 2018 году. Это предприятие пытается довести до ума проект тяжелого беспилотника.

Объявлено, что «Альтиус» сможет преодолевать расстояние в несколько тысяч километров.

В состязании на лучший ударный беспилотник участвуют и другие фирмы. Например, «Кронштадт» уже создал «Орион» массой в одну тонну и собирается сделать двухтонный «Сириус», а также пятитонный «Гелиос» с дальностью полета до 3000 км.

С проблемами столкнулись и создатели ударного дрона «Корсар». В России не оказалось двигателей нужной размерности. Проект «завис».

Фирма «Сухой» замахнулась на создание 20-тонного беспилотника «Охотник». Он уже совершил первые полеты. По неофициально информации стоимость этого реактивного дрона может составить 1 млрд рублей. Если это так, то «Охотник» должен демонстрировать уникальную боевую эффективность, чтобы успешно конкурировать с самолетами.

Ударные и разведывательные беспилотники серьезно изменяют характер воздушных сражений. За строительство и развитие системы применения беспилотных летательных аппаратов отвечают Воздушно-космические силы.

Специалисты считают, что использование ударных аппаратов большой продолжительности полета и барражирующих боеприпасов даст российским военным такую глубину проникновения на территорию противника, которая позволит спасти жизни летчиков и дорогостоящие самолеты.

Ожидается, что первые поставки ударных беспилотников российской армии могут начаться в 2021 году. Пока же российским военным остается изучать опыт применения такого оружия другими армиями. «Быстрое наращивание возможностей ударных беспилотников другими странами, намного опережающими Россию, является серьезным уроком для российской оборонной промышленности, повторения которого она надеется избежать в будущем», - подводят итог авторы сборника статей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру