Отсутствие кресла спровоцировало грандиозный скандал между Турцией и Евросоюзом

Присевший Эрдоган не усадил Урсулу фон дер Ляйен

Между Турцией и Евросоюзом разгорелся скандал, получивший в СМИ название «Софагейт». На переговорах в Анкаре главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен не досталось кресла и ей пришлось простоять несколько минут, пока ее не усадили на диван на переговорах с президентом Эрдоганом.

Присевший Эрдоган не усадил Урсулу фон дер Ляйен

Во время встречи, состоявшейся 6 апреля, Реджеп Тайип Эрдоган и присутствовавший на переговорах председатель Евросовета Шарль Мишель устроились на стульях друг напротив друга, рядом с флагами Евросоюза и Турции.

Пока мужчины уселись, присутствовавшей там главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен кресла не досталось. Даме некоторое время пришлось постоять в сторонке. Одна из главнейших руководительниц ЕС явно опешила от ситуации и попыталась привлечь внимание разместившихся в креслах Эрдогана и Мишеля, разведя и руками, откашливаясь и растерянно издав звук «Э-э-э». Но третьего стула в помещении так и не появилось. В итоге главе Еврокомиссии (которая, на секундочку, на переговорах находилась в статусе, равном Эрдогану и Мишелю) посадили на диван (отсюда и название скандала, «Софагейт», от sofa, диван) - напротив министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу.

Теперь Анкара и Брюссель занялись перекладыванием вины за дипломатический скандал друг на друга.

Глава турецкого МИД Чавушоглу утверждает, «Рассадка осуществлялась в соответствии с предложением ЕС. Точка. Мы бы не стали говорить об этом, если бы в адрес Турции не прозвучали обвинения».

Но отвечавшая за визит со стороны ЕС протокольная группа уверяет, что ей было отказано в предварительном доступе в зал переговоров: «Если бы в комнату для тет-а-тет был предоставлен доступ, мы бы предложили гостям любезно заменить диван на два кресла».

Официальный представитель Еврокомиссии Эрик Мамер, поначалу признал, что Урсула фон дер Ляйен была удивлена произошедшим, а также выразил сожаление в связи с «дифференцированным» подходом турецкой стороны к Шарлю Мишелю и Урсуле фон дер Ляйен и «даже уничижительным отношением к председателю Еврокомиссии». Но, как сообщает Deutsche Welle, позже Эрик Мамер на брифинге в Брюсселе 8 апреля попытался снизить градус скандала и призвал не преувеличивать важность, которая придается этому событию: «Мы позаботимся о том, чтобы все прояснилось и чтобы в дальнейшем мероприятия проводились в соответствии с общим пониманием протокольных мер».

Между тем при желании можно увидеть в инциденте с фон дер Ляйен сознательные действия – особенно, если учесть, что глава Еврокомиссии в ходе переговоров в Анкаре остро раскритиковала выход Турции из Стамбульской конвенции о защите женщин от насилия, назвав этот шаг «неправильным сигналом», препятствующим процессу сближения Турции и ЕС.

«Сначала они выходят из Стамбульской конвенции, а теперь оставляют президента Европейской комиссии без места в ходе официального визита. Позор», - цитирует Би-би-си депутата Европарламента от Испании Иратче Гарсиа Перес.

Под огнем критики из-за «Софагейта», впрочем, оказались не только турки, но и Шарль Мишель, даже не подумавший уступить женщине место. Сам он опубликовал в Facebook пост, в котором настаивает, что картинки со встречи произвели ложное впечатление: «Строгое толкование турецкими службами правил протокола… привело к удручающей ситуации - другому, даже несколько уничижительному отношению к президенту Европейской комиссии». Насчет собственного, не вполне джентльменского, поведения (не говоря уж об обычной солидарности с представителем своего же Евросоюза) европейский лидер распространяться не стал.

Как пишет в связи со скандалом издание Politico Europe, «одной из самых ярких черт президентства Шарля Мишеля в Европейском совете до сих пор являлась его активная деятельность во внешней политике», но во время последнего визита в Турцию «претензии Мишеля на статус международного государственного деятеля скукожились и умерли».

К «Софагейту» подключилась и Италия, чей премьер-министр своими комментариями вызвал ярость в Анкаре. Глава Совета министров Марио Драги назвал Эрдогана «диктатором».

«Я абсолютно не согласен с поведением Эрдогана по отношению к президенту фон дер Ляйен, – заявил репортерам итальянский премьер. – Я думаю, что это было неподходящим поведением, и мне очень жаль из-за того унижения, которое пришлось перенести фон дер Ляйен».

На этом Марио Драги не остановился: «С этими – назовем их так, кем они являются - диктаторами, с которыми, тем не менее, нужно координировать свои действия, нужно быть откровенными, выражая различные взгляды и мнения».

Вскоре после этого посол Италии в Анкаре был вызван в министерство иностранных дел Турции. А министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу написал в Твиттере: «Мы решительно осуждаем неприемлемые, популистские высказывания назначенного премьер-министра Италии Драги и его уродливые и необузданные комментарии о нашем избранном президенте».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру