Случаи отмены воздушной части парада уже случались. Например, в 2017 и 2019 годах. Зато в 2020 году москвичи увидели два воздушных парада. 9 мая из-за ковида наземная часть парада не состоялась. Но летчики над Москвой пролетели — 75 самолетов и вертолетов.
24 июня 2020 года, когда парад в честь Дня Победы все же состоялся, авиация также приняла в нем участие.
В последние годы у авиаторов появилась традиция — в воздушной части парада участвует такое количество самолетов и вертолетов, которое соответствует числу лет, прошедших после Победы. В этом году в строю пройдет 76 самолетов и вертолетов, представляющих все рода и виды военной авиации.
Как всегда, особое внимание уделено обеспечению безопасности полетов. Это задача №1. Москва — не единственная европейская столица, над которой проводится масштабный воздушный парад. Так, над Парижем 14 июля в День взятия Бастилии также пролетают десятки самолетов и вертолетов.
Что делается для того, чтобы парад авиации прошел безопасно. Во-первых, в нем не участвуют самолеты и вертолеты, оснащенные одним двигателем. Большинство летательных аппаратов имеют по два двигатели, а наиболее тяжелые — ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160, военно-транспортные Ил-76 и танкеры Ил-78 — имеют по 4 двигателя. Это гарантирует, что при отказе одного двигателя самолет или вертолет может продолжить полет и приземлиться в нужном месте.
Несмотря на то что в российской армии наконец появились тяжелые беспилотники, их к параду над Москвой не допускают. Человек за штурвалом — более надежен.
Над столицей самолеты и вертолеты будут лететь в самом безопасном режиме — по прямой, без маневрирования и перестроения, с точно определенной скоростью. Как известно, статистика летных происшествий показывает, что чаще всего они случаются при взлете, посадке, наборе высоты или снижении, а также при полетах на пересекающихся курсах.
Как известно, на период проведения тренировок авиации и самого парада в Московской зоне воздушного движения вводится особый режим, исключающий возможность появления на пути следования военных самолетов любых воздушных судов.
Тем не менее, как рассказали «МК» эксперты по безопасности полетов, на случай нештатных ситуаций у каждого экипажа есть инструкция действий, в том числе заранее обозначены места вынужденной посадки при отказе техники. Как правило, для этого используются участки перекрытых автомагистралей, отдельные участки русла рек без мостов или водоемы.
Задача экипажей в парадном строю авиации — строго выдерживать безопасные интервалы и дистанции, не допускать опасного сближения с соседом. Здесь летная дисциплина — на первом плане.
К чему нарушение летной дисциплины может привести, хорошо известно. 18 мая 1935 года на центральном аэродроме столицы во время показательного полета разбился тяжелый самолет АНТ-20, который носил имя «Максим Горький». На его борту находились лучшие работники ЦАГИ и члены их семей. Тяжелый самолет для контраста сопровождали двухместный Р-5 и истребитель И-5. Управлявший самолетом И-5 летчик Николай Благин решил выполнить «мертвую петлю» вокруг крыла гиганта. Петля действительно оказалась мертвой, истребитель врезался в крыло АНТ-25. Самолеты рухнули на дачный поселок Сокол. Погибло 49 человек, в том числе шестеро детей.
Военные самолеты и вертолеты 7 и 9 мая пройдут над российской столицей на высотах от 180 до 550 метров и на скорости от 200 до 550 километров в час.
Всего запланирован пролет 17 групп самолетов и вертолетов. Авиаторы — люди суеверные, поэтому и в этот раз группы №13 в парадном строю не будет. После 12-й летит сразу 14-я группа в составе четверки самолетов 5-го поколения Су-57.
Открывают воздушную часть парада самые тяжелые серийные вертолеты в мире Ми-26, а завершит — шестерка штурмовиков С-25М, которые расцветят небо над красной площадью в цвета российского триколора.