Среди надувных «Искандеров»: маскировочный полк российской армии раскрыл секреты

«Камни оказались макетами»

Военное искусство — это во многом искусство обмана противника. Есть в Российской армии воинская часть, которая никаких других задач, кроме как «обманных», не имеет. Это 45-й инженерно-маскировочный полк, который дислоцируется в Подмосковье. В искусстве обмана противника военнослужащим этой части равных нет. Наш корреспондент убедилась в этом лично, побывав на полевом учении маскировщиков и посмотрев на надувную технику.

«Камни оказались макетами»

Если хотя бы на пару минут попробовать абстрагироваться от скопления людей в форме, да и в целом от осознания того, что ты на территории воинской части, то может показаться, что ты попала в какой-то ультрасовременный  батутный центр.  Но это далеко не так, «надувная» техника здесь вовсе не для развлечений. Все намного серьезнее...

45-й инженерно-маскировочный полк стоит относительно недалеко от Москвы. Но близость к столице не сделала это место общедоступным. Простому обывателю вход на территорию строго запрещен.  Жизнь внутри скрыта от посторонних глаз забором и бдительными дежурными на КПП.  И тому есть объяснение – эта воинская часть не имеет аналогов ни в России, ни за ее пределами. А резиновые прототипы стальных защитников играют важную роль в обороноспособности страны.

Пневматический «Бук»  

Вот КПП позади, я на территории части, иду в сопровождении офицера. По пути - небольшой экскурс в историю. На заре ХХ века макеты военной техники стали активно использоваться в военных действиях. В 1916 году на Западном фронте начали появляться резиновые, деревянные и даже камышовые танки. Цель у них была одна - обхитрить врага.

Надо отдать должное, «обманки» работали превосходно, вводя в заблуждение противника в отношении расположения и количества техники. «Фальшивки» могли влиять на исход боя.

Однако прогресс не стоит на месте, и с развитием средств разведки деревянными танками обмануть кого-либо стало уже невозможно. В XXI веке перед военными инженерами встала задача по созданию макетов на основе передовых технологий, чтобы они могли ввести в заблуждение самые продвинутые средства обнаружения противника — оптико-электронную аппаратуру высокого разрешения и даже радары.

Так в 2017 году для обеспечения наиболее сложных задач маскировки в масштабах Вооруженных сил России был создан 45-й инженерно-маскировочный полк. Службу в нем несут офицеры, военнослужащие-контрактники, а также солдаты  срочной службы.

Как рассказали мне, в большинстве своем офицерский состав имеет профильное образование. Многие - выпускники Тюменского высшего военно-инженерного командного училища имени маршала инженерных войск А.И.Прошлякова. Именно там кузница специалистов инженерных войск.

Мне повезло увидеть солдат и офицеров необычной части в деле — в тот день проходило тактико-специальное учение. На поляне под открытым небом военнослужащие оборудовали ложные стартовые позиции зенитных ракетных дивизионов, огневые позиции ракетных войск и артиллерии, участок аэродрома воздушно-космических сил и районы обороны танковых подразделений.

Погода была не сахар - снег с дождиком. Но для маскировщиков — это даже лучше.

Как мне пояснили, на позиции вывели резиновые «аналоги» очень грозной военной техники - полноразмерные пневмокаркасные макеты зенитных ракетных систем С-300, оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М», зенитно-ракетных комплексов «Бук-М2», сверхзвукового истребителя МиГ-31, истребителя-бомбардировщика Су-30, а также основного боевого танка Т-72Б3.

Возвышающиеся над землей прототипы техники действительно легко можно спутать с настоящими боевыми единицами, особенно если отойти метров на 200.

«Имитируют ремонтные работы»  

Как рассказал заместитель командира батальона майор Игорь Кожадей, одного внешнего сходства маскировочной техники со своим реальным собратом уже не достаточно. Специальное внутреннее покрытие ткани макетов создает реалистичные силуэты на экранах станций радиоэлектронной разведки противника, а работающие электро- и дизельные генераторы на тепловизорах отображаются как реально работающие силовые установки самолетов, вертолетов и танков.

- Неотъемлемая задача — сделать «живой» зону развертывания, - пояснил офицер, - Согласитесь достаточно странно увидеть неподвижно и одиноко стоящие на поле танки. Это и обычному человеку покажется подозрительным, а врагу, проявляющему особую бдительность - тем более. Поэтому в дневное время специальная группа военнослужащих имитирует какие-то ремонтные или обслуживающие работы. Простыми словами - делает все то, что они должны были бы делать, если бы вместо, к примеру, надувного танка, стояли бы настоящие. Такая деятельность выглядит весьма правдоподобно и может легко ввести противника в заблуждение.

Пока майор объяснял специфику маскировки, солдаты уже приготовились продемонстрировать все на деле. Для этого представленные макеты предварительно необходимо было сдуть. Происходило все довольно быстро. Каких-то пара минут - и вот уже от импровизированного воинственного красавца-танка не осталось и следа. Точнее след конечно остался, в виде лежащей на земле ткани, по внешнему виду которой довольно сложно догадаться чем она только что являлась.

Такая оперативность очень важна для мобильности перемещения макетов. Когда все образцы были свернуты, началось самое интересное. Одномоментно загудели несколько генераторов, и вся поляна наполнилась таким шумом, что с трудом можно было различить слова рядом стоящего человека.

Макеты стали наполняться воздухом и вырастать как будто из-под земли. Все это время солдаты опытным взглядом следили за происходящим, своевременно расправляя отдельные участки, чтобы воздух распределялся в них равномерно. Похоже на надувание матраса насосом на пляже. Только масштабы, конечно, не те.

- Пару минут - и готово, - услышала я голос кого-то из военнослужащих.

Так и вышло. Полторы-две минуты - и вот на поляне вновь создалась иллюзия скопления техники. Я попросила разрешения рассмотреть ее поближе.

Выжить и победить

- Учения у военнослужащих проходят регулярно, - поделился со мной офицер, пока мы, не торопясь, разглядывали макеты. - Раз в год на 3-4 месяца часть личного состава выезжает в различные воинские части по всей стране. Так как наш полк является уникальной боевой единицей, для него эта задача переходит не столько в ранг учебных, сколько стратегических — это методическое обеспечение действующих частей и отработка взаимодействия с подразделениями разных родов войск.

Опыт у военнослужащих инженерно-маскировочного полка формируется очень активно и в большом объеме. Далеко не все части в нашей армии могут столь длительное время находиться на учениях и на практике отрабатывать свои действия.

География учений - разнообразная: Хабаровск, Оренбург, Крым. Это специфика службы. Зато думаю солдатам точно не приходится скучать. Да и для личного развития можно успеть много всего увидеть.

- С учениями понятно, смена локаций всегда интересна новыми впечатлениями. А когда личный состав находится в родных стенах, чем преимущественно заняты военнослужащие? Не жалуются на скуку?

- Военнослужащие инженерно-маскировочного полка в плане повседневной службы и жизни мало чем отличаются от других военнослужащих Вооруженных сил. И у них, наравне со всеми, есть обязательная программа боевой подготовки — огневая, строевая, военно-политическая, физическая... Сверх этого профильные задачи.

- Много человек надо, чтобы развернуть макет?

- Все, конечно, зависит от макета, но в целом не много. 2-3 военнослужащих с нормативами вполне справятся, как вы сами уже могли убедиться.

- А женщины годятся в маскировщики?

- Теоретически все возможно, но у нас в полку женщины на службе выполняют узкопрофильные задачи. В основном это связисты и медики.

- В боевых условиях возникает азарт обмануть противника?

- В боевых условиях один азарт — выжить и победить.

КРИК всех запутает

Следующим объектом моего знакомства с «маскировщиками» стало одно из последних достижений военных инженеров - не имеющий аналогов в мире комплекс радиолокационных имитаторов движущейся техники.

Название у него кричащее - «КРИК». Если попробовать описать все простым языком - это ряд «стоек» с датчиками. Я мельком обратила на них внимание еще в самом начале, но даже подумать не могла, насколько уникальными являются эти изобретения, внешне похожие на парковые мини-фонари на треногах.

- Аббревиатура КРИК расшифровывается как «комплекс радиолокационных имитаторов колонн», - пояснил старший научный сотрудник Центрального научно-исследовательского испытательного института инженерных войск имени Героя Советского Союза генерал-лейтенанта инженерных войск Д.М. Карбышева майор Дмитрий Болховитин. - Ранее использовались простые имитаторы, представляющие из себя отражатели, вращающиеся по кругу. Этого было достаточно, исходя из тех средств разведки, которые существовали тогда у противника.

В современных условиях все изменилось. Поэтому на основе современных технологий разработан новый комплекс. КРИК может имитировать движущиеся колонны. Головной блок принимает сигнал от РЛС и транслирует его на исполнительные блоки. Сама по себе система работать не будет, она будет ждать облучения от РЛС. Основная «изюминка» в том, что комплекс выдает программу имитации по типам техники. Плюс можно заложить дистанцию, скорость движения и состав колонны - смешанную или с одинаковой техникой, словом, любую.

- Но ведь на самом деле колонны нет. Что тогда видит оператор вражеской РЛС?

- Оператор видит точки, характерные для того или иного образца техники. Точки синхронизированы и движутся от одного блока к другому, создавая обманную картинку движущейся техники. Все согласно программе. Стойки устанавливаются вдоль дороги и «по цепочке» передают сигнал. Таким образом можно смоделировать движущуюся колонну протяженностью до 2,5 километров. В одну линию можно подключать до шести комплектов.

Это нужно для того, чтобы обмануть противника. Например, при выходе из района боевых действий планируется несколько путей: основные и ложные. Для полноценной имитации ложного пути как раз и используется это средство.

Трудность в семейном плане

В довершение мне оставалось увидеть еще несколько мастер-классов от гуру маскировки. Только на этот раз речь шла уже о настоящей военной технике и использовании «маскировочных комплексов с элементами окружающей среды».

Мы покинули поляну «надувных войск» и направились к другой позиции. На площадке рядом с образцами техники лежали специально заготовленные настоящие ветки, а чуть дальше возвышалась груда огромных булыжников.

«Интересно, откуда их сюда привезли?», - подумалось мне, но уже через несколько минут интерес был удовлетворен. Подвох ждал и тут. Камни оказались совсем не камнями, а макетами, причем собственноручно изготовленными офицерами полка при помощи проволочного каркаса, ткани и вдохновения.

- Есть у нас творческие дарования, - гордо отметил офицер, - А какие он макеты людей делает, глаза как живые.

По команде командира инженерной роты старшего лейтенанта Ильи Капитонова солдаты продемонстрировали способы маскировки, за считанные минуты закидав технику ветками и землей. Бронетранспортеру БТР-82АМ по сценарию предстояло быть спрятанным как раз за валунами в стиле hand made. 

- Илья, к вам полк приходят по призванию?

- Что касается самих инженеров, мне кажется, это происходит еще в самом начале этапа становления офицера. Инженер - это особая личность. Если брать другие войска, то где-то хорошие физические данные, например, сила, выносливость, могут компенсировать пробелы в каких-либо знаниях. А инженер – это прежде всего ум, определенный склад мышления. Не зря же про инженерные войска говорят - «сплав науки и отваги». В этих двух словах и скрыто основное определение, кто же такой военный инженер.

У нас, помимо технических навыков, важен и творческий подход, чтобы придумать, например, как обмануть противника. Быть всегда на шаг впереди него. Про отвагу, думаю все понятно. Взять хотя бы саперов. Каким бы сильным и смелым ни был бы боец, но по минному полю первым пойдет сапер. Наша деятельность меньше освещается в боевых конфликтах, однако это нисколько не умаляет ее значимости и важности.

- А лично для вас кто стал примером и мотиватором в выборе?

- Старший брат поступил в военное училище. Рассказывал про курсантскую жизнь, про быт военный. Я тогда уже понял, что это мое. Ну а техническая жилка была у меня всегда. 

- Гордитесь, что служите именно в этом полку?

- Да, конечно. Такой полк единственный. Он растет, развивается. Везде участвует, во всех самых значимых учениях. Мы здесь не засиживаемся, постоянно продвигаемся дальше, что-то создаем. Любая задумка оборонно-промышленного комплекса сначала приходит к нам. Мы ее апробируем, показываем на каких-то больших учениях. Одним словом, здесь служить не скучно.

- Как вас называют представители других родов войск? Есть какие-то смешные или наоборот обидные «междусобойчики»?

- Да так и называют «надувные войска», «надувной полк». Но, мы не обижаемся.

- Я вот знаю, что у многих представителей мужественных профессий есть свои традиции и суеверия. У пожарных, например, фары на машине перед сменой нельзя протирать, а то все сутки только и будешь с пожара на пожар ездить. А у вас? Есть какие-то свои профессиональные устои или, может быть, тосты, характерные только для инженерно-маскировочных войск?

- Нет, как-то еще не обзавелись. Полк у нас еще молодой, думаю все впереди. А суеверия, как и у всех военных: перед боем не бриться, одежду новую не надевать. Проверено годами, лучше соблюдать.

- Что самое трудное в службе?

- Конечно, поначалу что-то кажется трудным, так у всех. Потом уже просто не замечаешь. Наверно единственная трудность, к которой сложно привыкнуть - это в семейном плане. Не каждая женщина может стать настоящей женой офицера и стойко переносить и разлуку и другие связанные со службой мужа моменты. Самому-то морально тяжело надолго с семьей расставаться, а женщинам - вдвойне тяжелее. Дети на ней. Армейская жизнь - она порой непредсказуема, никогда не знаешь, когда по тревоге поднимут или отправят куда-нибудь. Но наступает момент, когда уже не представляешь, что может быть по-другому.

Надувные ракеты российской армии: появились фото уникального маскировочного полка

Надувные ракеты российской армии: появились фото уникального маскировочного полка

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28535 от 12 мая 2021

Заголовок в газете: Маскировочный полк снимает маски

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру