Лукашенко отчитал Путина и других коллег за нерешительность

Батька хочет жить как в Евросоюзе, но обвиняет Запад в давлении

Саммит глав государств-членов ЕАЭС, который объединяет Россию, Киргизию, Армению, Белоруссию и Казахстан, начался с традиционных сетований на невозможность уже полтора года собраться в очном формате. Что мешает лидерам, по правде говоря, не совсем понятно. Двое участников (Лукашенко и Жапаров) болели и имеют иммунитет, двое (Путин и Токаев) привились больше месяца назад, а один (Никол Пашинян) и переболел, и поставил себе вакцину. Больше всех осторожность коллег раздражала Александра Лукашенко. 

Батька хочет жить как в Евросоюзе, но обвиняет Запад в давлении
Фото: president.gov.by.

«Казахстан раньше был более гостеприимным и часто в гости приглашал. А сейчас почему-то закрылись, – недовольно попенял организаторам саммита Батька. – Вроде говорим, что и вакцина у нас хорошая, – продолжил  он, – и вакцинируем население в  больших объемах – и это правда!  Но вот как-то все не можем встретиться. Уже соскучились, глядя друг на друга по телевизору». 

Президент Казахстана Косым-Жомарт Токаев поспешил откреститься от обвинений в негостеприимстве: решение об онлайн-формате, по его словам, принималось коллегиально, и все под ним подписались. «Мы беспокоимся о здоровье  и безопасности глав государств, – заверил он.  – Упрощать  ситуацию не следует, пандемия наступает». Токаев выразил надежду, что с учетом массовой вакцинации следующий саммит пятерки, запланированный на октябрь, уже точно удастся провести в нормальном  режиме. 

Впрочем, доверять этим прогнозам не следует: в прошлом году планы были точно такими же. Да и темпы вакцинации в странах ЕАЭС явно нельзя назвать ускоренными: одним не хватает вакцины, другим, как, например, России, – сознательности у населения.

Лукашенко обратил внимание: боязнь коронавируса сказалась не только на поведении первых лиц, но и на функционировании самого союза. Большинство, входящих в ЕАЭС государств остаются закрытыми даже друг для друга.  

«Почему мы не действуем, как Евросоюз? – поинтересовался у коллег Батька. – ЕС практически открылся для стран,  которые в нем участвуют.  А мы чего боимся? Мы  законопатили людей в национальных границах так, что дальше некуда!» 

Лукашенко напомнил, что Беларусь никогда не закрывала своих границ ни для граждан стран ЕАЭС,  ни для предпринимателей, и потребовал от управляющих органов союза как можно быстрее разработать алгоритмы возобновления свободного передвижения граждан на евразийском пространстве. 

Этот пламенный призыв неожиданно поддержал Владимир Путин. «Я разделяю озабоченность Александра Григорьевича. Россия стремится и будет стремиться максимально улучшить условия для прибывающих к нам на работу граждан зарубежных государств, и в первую очередь из государств ЕАЭС», – пообещал он.

По словам российского лидера, скоро будет запущена унифицированная интернет-платформа «Работа без границ» и мобильное приложение, через которое можно будет заполнить и отправить все документы, необходимые для трудоустройства и, соответственно, допуска в РФ.  

Однако наиболее конкретно выразился президент Узбекистана (имеет статус наблюдателя) Шавкат Мирзиёев, предложивший коллегам как можно быстрее возобновить регулярное авиационное и железнодорожное сообщение между странами. Не только для трудовых мигрантов, а вообще для всех. 

Что касается Батьки, то логика и последовательность никогда не были сильными сторонами его натуры. От похвал в адрес Евросоюза и призывов последовать его примеру, он без паузы перешел к обвинениям в адрес коллективного Запада, который только и думает, как насолить всему ЕАЭС и отдельным его членам.

«С учетом того, как развивается ситуация, понятно, что давление  коснется каждого из нас. Это только вопрос времени», – заявил Лукашенко, уточнив, что под ударом и санкционным прессингом окажутся банки, взаимная торговля, производственная кооперация и выстроенные логистические цепочки. Меры реагирования, по его мнению, нужно продумывать уже сейчас. 

В частности, при обострении ситуации ЕАЭС мог бы использовать прямые ограничительные меры в рамках всего объединения, как это делают участники Евросоюза. Лукашенко выразил уверенность, что страны пятерки  быстро придут к согласию на этот счет, очевидно, позабыв, как трудно участникам союза даются даже более  простые решения. 

Все выступавшие в очередной раз сетовали на сохраняющиеся барьеры и ограничения во взаимной торговле, которые за время пандемии только увеличились. А Касым-Жомарт Токаев косвенно (не называя страны, хотя все поняли, о ком речь) попенял России за  ввод ограничений на экспорт отдельных видов сельхозпродукции. «Ограничения  для внутреннего рынка могут привести к сдерживанию развития агропромышленного комплекса и  дефициту продовольствия. В отдельных исключительных случаях  такие ограничения оправданы, но они не должны распространяться на страны нашего союза», – подчеркнул он. 

Токаев честно предупредил, что Казахстан начинает строить отдельное интеграционное объединение с Узбекистаном: центр торгово-экономического сотрудничества Центральной Азии будет располагаться вдоль стратегической магистрали Западная Европа – Китай и ориентироваться на торговлю с  Поднебесной. Он обеспечит рост торговли и транзита,  поможет обелить товарные потоки и обеспечить безопасность продукции. 

Помимо торговых барьеров нерешенными для союза остаются вопросы функционирования общих рынков – в первую очередь углеводородов. Страны, не имеющие нефти и газа, вновь требовали он своих партнеров обеспечить недискриминационные подходы к формированию тарифов. А Лукашенко даже предложил перевести торговлю углеводородами в национальные валюты, чтобы делом подкрепить курс на дедолларизацию экономик ЕАЭС, но никто его не поддержал.

Примечательно, что на саммите отсутствовала президент Молдавии Майя Санду. Сразу после избрания на пост президента, она усомнилась в законности получения Молдовой статуса наблюдателя (решение было принято лично Игорем Додоном и не поддерживалось парламентом и правительством), и заявила, что предпочтет ЕАЭС углубление отношений с Евросоюзом. 

Впрочем, отряд не заметил потери бойца. На виртуальном саммите Молдову с успехом заменил новый наблюдатель – Куба. Владимир Путин от лица всех участников выразил особую признательностью президенту далекой республики Мигелю Диас-Канелю Бермудесу, который ради участия в мероприятии проснулся в 5 утра по гаванскому времени. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру