Лукашенко отомстил Литве за Тихановскую: мигранты атакуют прибалтийскую республику

«Литовцам надо расслабиться и отпускать беженцев в Польшу»

Литву атакуют мигранты. Поток «нелегалов» из Белоруссии по сравнению с прошлым годом увеличился в 30 раз! Кто все эти люди? Конечно, не белорусы. Это выходцы из Африки и стран Ближнего Востока. Литва для них – перевалочная база. Конечная цель – богатые страны Западной Европы. Литовские власти винят Лукашенко: якобы именно «батька» подложил такую «свинью» соседям. А Минск разводит руками: из-за санкций страна обнищала, и теперь у нее нет средств, чтобы сдерживать потоки нелегальной миграции.

«Литовцам надо расслабиться и отпускать беженцев в Польшу»
Фото: пограничная служба Литвы

Правительство Литвы объявило в стране режим экстремальной ситуации в связи с большим наплывом нелегальных мигрантов, прибывающих из Белоруссии. Данная мера была принята по инициативе Службы охраны государственной границы Литвы, которая ежедневно фиксирует рост количества «нелегалов», задержанных при попытке пересечения белорусско-литовской границы. Суточная «норма» задержанных достигла уже полутора сотен (для сравнения, за весь 2020 год был задержан только 81 нелегальный мигрант). Всего же с начала года, по последним данным, литовские пограничники задержали уже 2470 бедолаг, всеми правдами и неправдами стремящихся проникнуть в страны Евросоюза. По нашим, российским, масштабам это, конечно, не так много. Но для маленькой Литвы – проблема. 

Всех прибывших необходимо обеспечить жильем, питанием, медицинской помощью. Пока соответствующие инстанции решают вопрос об их дальнейшей судьбе: предоставить ли статус беженца или депортировать – работать нелегалы права не имеют. Содержание одного человека во временном центре размещения обходится казне в 20-30 евро в день. Среди беженцев много женщин и детей. Есть совсем маленькие дети, есть беременные женщины, есть больные ковидом. Больных ковидом надо лечить. Их надо по возможности изолировать. Рассмотрение вопроса о предоставлении убежища, в самом лучшем случае, длится несколько месяцев. И это если все документы в порядке. Но ведь у многих нет вообще никаких удостоверений личности. Летом людей можно поселить и в палатках, но что с ними будет, когда наступят холода? А пока все идет к тому, что новоприбывшим придется зимовать на берегах Балтики…      

Первые конфликты с властями

Литовская пресса сообщает о первых конфликтах мигрантов с местными властями. Так, мэр Игналинского района Юстас Расикас в передаче «Добрый вечер, Литва» на телеканале LNK рассказал о напряженной ситуации в лагере нелегальных беженцев. Ну как напряженной? По литовским меркам, конечно. У нас бы такое и не заметили. Мэр пожаловался, что мигранты выдвигают все больше требований: сначала потребовали вернуть им мобильные телефоны, потом – снять ограничения на прогулки на свежем воздухе. В знак протеста нелегалы даже отказались от еды… «Нарастает недовольство, скажем так, – рассказал мэр. – Появляется все больше требований, это вызывает у нас беспокойство. Сегодня привезли дополнительные заборы, чтобы выделить им больше территорию для прогулок… Как я понимаю, некоторым телефоны вернули. Другим обещали вернуть в ближайшее время. Мы обеспечили им больше возможностей выхода на улицу – привезли заграждения. Эти условия мы удовлетворили. Обед кое-как согласились съесть, от завтрака отказались».

Беспокойство мэра можно понять, но можно понять и беженцев, у которых, оказывается, отобрали мобильные телефоны, запретили прогулки и даже… поселили женщин вместе с мужчинами. А мусульманки, оказывается, к такому повороту не были готовы. К слову, в Игналинском районе приняли всего 50 беженцев. На это количество Служба общественной безопасности выделила всего четырех охранников. «Но могут ли 4 противостоять 50?» – с тревогой вопрошает мэр. Если в лагере начнутся серьезные беспорядки, то четверо охранников явно не справятся.

Отдельная проблема – нехватка финансов. На питание одного мигранта правительство выделило 5,85 евро с НДС. Но за такие деньги кормить людей никто не хочет. Срок действующих договоров о питании мигрантов истекает, а новых поставщиков найти невозможно. Впереди голодные бунты? Если после истечения срока договоров не удастся заключить новые, то «потребуется обеспечение безопасности, – подчеркнул Расикас. – Без конфликтов решить проблему не удастся».

Но это лишь цветочки. Портал Delfi.lt сообщает, что в населенном пункте Капчаместис Лаздийского района местные жители, которые готовили еду для мигрантов, испытали настоящий шок. Приготовленную ими пищу беженцы отказывались есть, выбрасывали на землю или сливали в унитазы. И даже… справляли в термосы нужду! «Как в душу плюнули», – говорит одна из поваров. Стоимость питания, кстати, здесь составляла 14 евро на человека в день.

В миграционном центре в городе Пабраде 23 июня вспыхнули настоящие беспорядки, пограничникам пришлось применять слезоточивый газ и стрелять в воздух. К слову, центр рассчитан на 100 человек, сейчас количество гостей уже приближается к пяти сотням. Пришлось дополнительно разбить палаточный городок на 250 человек и оборудовать два ангара на 70 человек каждый на территории пограничных застав.

В Капчяместисе около ста нелегалов разместили в школе. Молодые люди из Камеруна, Мали и Гвинеи спят в спортзале на матрасах. Хорошо, что каникулы, но дошкольную группу пришлось закрыть.

Но если поток беженцев будет увеличиваться, то у государства никаких «мощностей» не хватит. Глава литовской Службы охраны государственной границы Рустам Любаев призвал готовиться к худшему сценарию. По его мнению, это 40 тысяч мигрантов. Такую же цифру называла и премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните. Именно на такое количество незваных гостей рассчитан контейнерный городок, который планируют оборудовать в Швенченском районе Литвы. Под него предложили выделить участок земли в 16 га в деревне Аугуставас, недалеко от города Швенчёнеляй. 219 контейнеров планируют также установить в населенном пункте Мядининкай (это обойдется литовскому бюджету в 4,6 миллионов евро).

Но решит ли это проблему? Каково будет беженцам, привыкшим к жаркому южному климату, провести зиму в контейнерах? Особенно женщинам и детям.

Гибридные агрессоры

Не удивительно, что у кого-то уже сдают нервы. Вооруженные люди выдворяют беженцев из Литвы обратно в Белоруссию. 19 июля Государственный пограничный комитет Белоруссии заявил, что 18 и 19 июля белорусские пограничники задержали в общей сложности 26 граждан Ирака, незаконно перешедших границу со стороны Литвы. В их числе были два ребенка и беременная женщина. Иракцы рассказали, что в литовском лагере для беженцев их не кормили и не давали пить. При этом их допрашивали и избивали сотрудники Службы охраны государственной границы при МВД Литвы, вынуждая дать показания о подкупе белорусских пограничников. После допроса людей привезли на границу и под угрозой применения оружия заставили перейти на территорию Белоруссии. В Интернете распространяется видео, на котором, как утверждается, литовские пограничники стреляют по беженцам из боевого оружия.

А где же права человека, соблюдать которые Литва обязалась при вступлении в ЕС? В Караганде. На минувшей неделе президент Литвы Гитанас Науседа подписал поправки к закону о правовом положении иностранцев, которые существенно ограничивают права нелегальных мигрантов. Теперь у беженцев нет права обжаловать решения суда первой инстанции. Сокращены и сроки рассмотрения прошений о предоставлении убежища. До принятия решения по его «кейсу» нелегал должен находиться в специальном лагере без права свободного перемещения по стране.

Литовский Сейм также принял резолюцию, в которой говорится, что нелегальная миграция – это «гибридная атака» на страну с целью ее дестабилизации. Соответственно, все незаконно прибывшие в страну беженцы признаются «гибридными агрессорами» и подлежат депортации.

А пока литовские власти в спешном порядке возводят на границе с Белоруссией забор из колючей проволоки. Но и тут незадача: в минувшую пятницу колючая проволока, или, как ее здесь называют, «концертина», закончилась. На помощь пришли соседи: Эстония готова отправить в Литву 100 километров колючей проволоки. Вопрос был решен в ходе переговоров министра внутренних дел Литвы Агне Билотайте и министра обороны (!) Эстонии Калле Лаанета. А как вы хотели? Это же война, пусть и гибридная.

Бегущих из Белоруссии в Литву нелегальных мигрантов сняли на видео

Смотрите видео по теме

В связи с этим другая соседка Литвы, Латвия, уже взывает к помощи НАТО. Там с ужасом ждут, когда потоки беженцев хлынут и на их территорию. У Латвии ведь тоже есть граница с Белоруссией. Местные патриоты уже предлагают привлечь для решения проблемы натовских военных. Как сообщает балтийское интернет-издание Baltic Word, с такой инициативой выступил член Латвийской национальной ассоциации Saemas «Всё для Латвии!» Янис Домбрава. Он уверен, что страны Балтии имеют дело «не с классической миграцией, а с настоящим военным вторжением, ведь под видом беженцев в страну могут въехать иностранные разведчики и даже военные». Так что это «проблема НАТО» и участие сил Альянса вполне оправдано.

Месть Лукашенко

Насколько обоснованы подозрения, что происходящее – месть Лукашенко ЕС, и в особенности – Литве? За все: за санкции, за поддержку оппозиции, за то, что Литва приютила у себя экс-кандидата в президенты Светлану Тихановскую? С территории Литвы и при явном поощрении со стороны литовского руководства ведется целенаправленная работа по смещению Лукашенко. Это очевидно.

– В любом случае над Европейским Союзом со всех сторон «нависают» страны с большим количеством потенциальных беженцев, – уверен белорусский политолог Юрий Шевцов. – До недавнего времени подобной угрозы с востока для Литвы, Латвии и Польши не было. Сегодня она возникла. Каковы бы ни были мотивы Лукашенко, основная причина того, что происходит, – это то, что он перестал сдерживать поток беженцев.

–​ А каким образом он ранее сдерживал этот поток?

– Действовали разные ограничения. Их была масса. Сейчас их сняли. Раньше во всем мире знали, что в Белоруссии очень жесткий полицейский режим и что через нее пройти в другие страны не получится. А сейчас знают, что получится. Вся эта индустрия нелегальной переброски людей в ЕС подтянулась в Белоруссию.

–​ Как беженцы с Ближнего Востока, из Африки попадают в Белоруссию?

– Примерно половина из них – это граждане Ирака. Они абсолютно легально прилетают в Минск самолетами. А потом идут в Литву.

–​ И далее – на Запад?

– Нет, литовцы их не пропускают. Были две группы афганцев, которые пытались перейти в Польшу. Но поляки их поймали и вернули в Литву. Литва превратилась в своего рода отстойник. ЕС не позволил ей пропускать людей в Германию, Швецию, Францию...

 А прежде Белоруссия их задерживала и содержала у себя?

– Нет, они просто знали, что не пересекут белорусско-литовскую границу. Что их поймают, посадят и депортируют. Поэтому и не прилетали в таких количествах. А сейчас они знают, что не поймают. Лукашенко несколько раз публично объяснял, что вся эта система очень дорого стоит. Поскольку ЕС ввел санкции против Белоруссии, то ей надо экономить. Сэкономят на системе сдерживания беженцев. Теперь придется тратиться Литве. Выяснилось, что на колючую проволоку вдоль границы надо 40 миллионов долларов. Граница с Белоруссией – около 700 км, у них хватило проволоки только на полтора километра.

–​ Эстония пообещала дать им проволоки еще на 100 км.   

– Реально этого хватит на 50 км, так как проволоку ставят в два ряда. Но проволока, конечно, мигрантов не остановит. То есть все это очень дорого стоит. Литовская погранслужба до сих пор фактически не существовала. Как у нас говорят, они охраняли только свои пограничные столбы. А все остальное делала Белоруссия. Теперь им все придется делать самим.

Каков ваш прогноз: будет ли этот кризис усугубляться?

– Да, будет. С августа количество авиарейсов из Ирака должно увеличиться в два раза. А примерно 60% беженцев в Литве себя обозначают как граждане Ирака. Они покупают туристические туры и летят. Им нравится отдыхать в Белоруссии...

Ассиметричный ответ

– Латвия пребывает сейчас в страхе и ожидании, – рассказал «МК» известный латвийский журналист Юрий Алексеев. – Так как тоже имеет довольно протяженную границу с Белоруссией. На границе Латвии с РФ – большие заборы, охрана, контрольно-следовая полоса, все оборудовано за деньги ЕС. А на границе с Белоруссией ничего такого нет. Эта граница достаточно условная, ее просто нет. Я часто бываю в тех местах. Переплыв какую-нибудь речку или озеро, или просто пройдя по лесу, можно спокойно попасть в Белоруссию и вернуться обратно. Конечно, в Латвию пока никто не бежит – все бегут в Литву. Потому что все они хотят попасть в сытую Германию, Францию, Швейцарию, Бельгию... Из Литвы они стремятся в Польшу; Польшу пересек – и вот ты уже в сытых странах. Зачем им Латвия? Но латыши все равно очень сильно волнуются.

–​ Как вы думаете, этот кризис действительно организовал Лукашенко?

– Думаю, да. А что? Если авиакомпании «Белавиа» после инцидента с Протасевичем запретили летать в Европу, что остается? Только увеличить интенсивность полетов на других направлениях – Ближний Восток, Ирак, Пакистан и так далее. Вполне логично. Это игра теми же картами.

–​ Сейчас какие-то беженцы в Латвии есть?

– Да, есть в небольшом количестве те беженцы, которых она должна была принять по квоте ЕС. Для них под Ригой даже был построен лагерь. Но они там задерживаются недолго. Потому что Латвия, как и Литва, – страна голодная. Здесь им выдают три евро в сутки на человека. Обучают латышскому языку. А им это надо? Они не для этого ехали. Они ехали, чтобы жить на пособие в Германии, Франции, Великобритании... Так что, думаю, литовцам следовало бы расслабиться и по примеру белорусов просто по ночам выпускать этих беженцев в Польшу. А поляки будут их точно так же пропускать в Германию.

–​ Почему такой проблемы не было раньше?

– Потому что раньше не было канала через Белоруссию. Они же все по воздуху прилетают. Белорусские погранцы их «принимали» прямо в аэропорту. Почему они сейчас этого не делают? Это ассиметричный ответ на санкции против Белоруссии. С другой стороны, это троллинг. Думаю, Лукашенко активно «троллит» Евросоюз, отвечая ему на санкции той же монетой.

Украинский журналист Евгений Василькевич в ожидании политического убежища провел несколько лет в лагере для беженцев в Голландии. Его соседями все это время были выходцы с Ближнего Востока, из стран Африки.

– Они курят траву, занимаются контрабандой, – рассказал он. – Если в обычном магазине сигареты стоят 10 евро, то в лагере можно купить пачку за 3.50. А марихуану – за 5 евро, хотя в кофешопе – официальном магазине по продаже наркотиков – она стоит 15. Помимо этого они воруют в магазинах, занимаются в лагере проституцией. Люди здесь живут по три-четыре года, не могут завести семью, детей. В Нидерландах процветает и мужская проституция – по 15 евро в час. Приехали сто человек из Уганды, сказали, что все они геи, им всем дали «позитивы». А потом оказалось, что у них у всех одинаковые кейсы. То есть они написаны под копирку. На самом деле никакие они не геи. Иногда арабы, когда им отказывают в статусе, набивают себе татуировку в виде креста: якобы они сменили веру, и теперь на родине их казнят... В основном Европу просто используют, чтобы получить квартиру от государства, документы и право на ведение бизнеса в странах ЕС, налоговые льготы. А некоторые всю жизнь сидят на пособии и ничего не делают. Они все лгут – у них нет ни одного документа, ни одного доказательства преследований на родине. Но у меня был друг из Ирака – он был военнослужащим и гомосексуалистом. Его продержали в лагере 5 лет и отказали. Адвокат не захотел его защищать. У меня такое впечатление, что права здесь имеют только те беженцы, которые подходят под определенные, заранее заданные стандарты. Позитивные решения дают только «своим», чтобы оказывать через них давление на другие страны. А Лукашенко – молодец.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28593 от 3 августа 2021

Заголовок в газете: «Нелегальная» месть Лукашенко

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру