Взявшая интервью у талиба афганская телеведущая сбежала за границу

Это подогрело сомнения насчет умеренности «Талибана»

Захватившее в Афганистане власть радикальное движение «Талибан» (запрещенная в РФ террористическая организация) утверждает, что новая власть будет соблюдать права женщин. Одним из символов «новой» гендерной политики талибов, казалось, стало появление в прямом эфире одного из афганских телеканалов интервью, которое молодая ведущая взяла у высокопоставленного талибского деятеля. Однако после этого журналистка покинула родную страну.

Это подогрело сомнения насчет умеренности «Талибана»

Вскоре после того, как талибы заняли Кабул, 24-летняя ведущая афганской новостной сети TOLO Бехешта Аргханд взяла интервью у высокопоставленного представителя «Талибана». Гостем студии был Мавлави Абдулхак Хемад, один из руководителей медиа-группы талибов.

Об этом интервью стало известно во всем мире: молодая женщина разговаривает в прямом эфире с талибским деятелем. Кое-кто воспринял сам этот факт как лучшее основание для надежд на «перековку» движения «Талибан», которое в пору своего первого господства в Афганистане во второй половине 1990-х годов занимало жесткую позицию по «женскому вопросу», не только запрещая афганкам появляться на улицах с непокрытой головой и без сопровождения родственника-мужчины, но и фактически не давая женщинам возможности зарабатывать на хлеб насущный.

Но сама Бехешта Аргханд, похоже, особых иллюзий насчет жизни в талибском «эмирате» не питает. Тем более что через пару дней после интервью с талибом она провела в эфире беседу со знаменитой пакистанской правозащитницей, своей ровесницей, Малалой Юсуфзай, молодой лауреаткой Нобелевской премии мира. Это интервью тоже стало в своем роде историческим – никогда на афганском ТВ эта девушка, тяжело раненная в 2012 году пакистанскими талибами из-за ее борьбы за образование для девочек, еще не выступала.

После этих двух интервью оказавшаяся на пике славы телеведущая решила бежать из Афганистана, опасаясь рисков, с которыми сталкиваются многие журналисты и простые афганцы после захвата власти в стране боевиками.

«Я покинула страну, потому что, как и миллионы людей, боюсь «Талибана», – призналась она CNN Business.

Владелец телеканала TOLO Саад Мохсени, проживающий в Дубае, говорит, что случай Бехешты Аргханд символизирует ситуацию в Афганистане: «Почти все наши известные репортеры и журналисты уехали. Мы работали как сумасшедшие, чтобы заменить их новыми людьми. Перед нами стоит двойная задача — вывезти людей, потому что они чувствуют себя небезопасно, и продолжать работу».

Как рассказала CNN сама Аргханд, она решила стать журналисткой в ​​девятом классе после того, как один из ее учителей позволил ей выйти к доске и прочитать новости. «Как будто я была ведущей на телевидении», — вспоминает молодая женщина.

Бехешта четыре года изучала журналистику в Кабульском университете. Успела поработать в нескольких информационных агентствах и на радиостанциях, а в начале этого года стала работать на канале TOLONews в качестве телеведущей.

«Я проработала там всего месяц и 20 дней, а потом пришли талибы», — говорит девушка.

В день, когда боевики вошли в Кабул, руководство телеканала ненадолго отправило своих репортеров по домам из опасений за их безопасность. Но уже через два дня многие вернулись к работе. Как предположил владелец TOLO Саад Мохсени, «Талибан» изо всех сил старается успокоить западные правительства и мировые СМИ: «Для них важно завоевать сердца и умы и показать международным игрокам, что они легитимны и что с ними можно работать. На этом этапе у средств массовой информации будет гораздо больше свободы, чем на последних этапах».

Так и появилась возможность 17 августа устроить разговор Аргханд с представителем «Талибана» – это интервью стало «первым в истории Афганистана, когда представитель талибов появился в прямом эфире в телестудии, сидя напротив женщины-ведущей», констатирует Саад Мохсени, утверждая, что радикалы пошли на это в попытке «представить миру умеренное лицо».

По словам самой Аргханд, прославившее ее на весь мир интервью далось ей нелегко: «Но я делала его ради афганских женщин». «Я говорила себе: «Одна из нас должна начать... Если мы останемся сидеть по домам и не пойдем в офис, они скажут, что женщины не хотят работать». Тогда я сказала себе: «Начинай работать», — вспоминает Бехешта. – И я заявила члену «Талибана»: «Мы хотим соблюдения своих прав. Мы хотим работать. Мы хотим — и мы должны быть в обществе. Это наше право».

Но уже через несколько дней после передачи Бехешта Аргханд обратилась к активистами за помощью в выезде из Афганистана – от греха подальше. На днях она села на борт эвакуационного рейса ВВС Катара вместе с несколькими членами семьи и покинула свою страну.

Журналистка говорит, что надеется вернуться на родину: «Если талибы выполнят то, что они обещали, и ситуация улучшится и я буду знать, что я окажусь в безопасности и для меня нет никакой угрозы, я вернусь в свою страну и буду работать для своей страны. Для своего народа».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру