Вне зоны понимания: Минцифры предложило отключать связь во время ЧС

В представленном министерством проекте правительственного постановления трудно найти логику

Беда не приходит одна. В числе прочих бедствий, которыми сопровождаются природные и техногенные катастрофы, — проблемы со связью, возникающие и из-за поломки оборудования, и из-за перегрузки сетей. Долго думало Минцифры над тем, как помочь гражданам, оказавшимся в чрезвычайной ситуации, и вот наконец придумало. Согласно проекту правительственного постановления, разработанного министерством, проблему предложено решить самым радикальным из возможных способов: нет связи — нет и проблем со связью.

В представленном министерством проекте правительственного постановления трудно найти логику

«Утвердить прилагаемое Положение о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера…» — гласят первые строки документа, размещенного на портале проектов нормативных правовых актов.

Суть идеи, как явствует уже из названия, состоит в том, что граждане, которым не повезло оказаться в зоне ЧС, не повезет, скорее всего, и в общении с внешним миром: их могут ограничить в пользовании всеми видами связи (и мобильной, и проводной, а теоретически даже почтовыми голубями) и даже полностью от нее отключить.

Соответствующее решение, согласно прилагаемому Положению, принимается Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ «во взаимодействии с приоритетными пользователями на основании анализа состояния сетей связи и средств связи в зоне чрезвычайной ситуации, обоснованных предложений соответствующего координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

«Приоритетные пользователи» — это российские силовые ведомства. Все до единого — от Минобороны, МВД и МЧС до Росгвардии и Минюста. Собственно, ради них все и делается. Чтобы граждане не путались под ногами, не перегружали сети звонками и сообщениями и не создавали таким образом помех силовикам.

Вы спросите: а причем тут помощь гражданам? Ну как же: забота о людях — это, согласно Конституции, главная цель нашего государства, а следовательно, всех органов государственной власти, включая вышеназванные. Это во-первых.

А во-вторых, в самом проекте черным по белому написано, что ограничения вводятся ради блага самих же граждан. А именно — «в целях обеспечения проведения приоритетными пользователями неотложных мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий... защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций». Слышите? В целях защиты населения.

Но вот средства достижения этих замечательных целей оставляют, признаем, массу вопросов. Кого, собственно, планируют спасать «приоритетные пользователи» в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера? Если людей, то отключение связи не только не облегчит, а, напротив, крайне затруднит выполнение этой миссии.

Представьте себе: человека придавило плитой в результате землетрясения или взрыва или застало врасплох наводнение и вода подступает к горлу. Человек из последних сил достает телефон, набирает телефон спасательной службы или близкого человека... А спокойный голос отвечает, что связь отключена «в целях обеспечения проведения неотложных мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации». Ну и кого в итоге спасут? Хладный труп?

Очевидно, что людям, оказавшимся в зоне ЧС, связь нужна как воздух. Зачастую это главный и единственный их спасательный круг. Ничуть не меньше, кстати, она нужна и переживающим за них родным и близким. Отсутствие связи в такие моменты чревато как минимум сердечными приступами. А то и новыми трупами.

Да, безусловно, сети связи в этих случаях испытывают бешеные перегрузки. Ну так и надо решать эту проблему! Изыскивать резервы, увеличивать мощности, расширять каналы... Кстати, силовики страдают от этого несравнимо меньше, чем обычные, штатские граждане. У обычных граждан нет альтернативных систем связи, а у силовых ведомств таковые, как говорится, в ассортименте.

«Современные войска связи оснащены мобильными, обладающими высокой надежностью радиорелейными, тропосферными, космическими станциями, аппаратурой высокочастотного телефонирования, тонального телеграфирования», — сообщает, к примеру, сайт Минобороны. Да и прочие ведомства со звездочкой в этом смысле не лыком шиты.

Словом, пока что смысл предлагаемого решения, мягко говоря, находится вне зоны понимания. Ну, не предполагать же, в самом деле, что нашим чиновникам глубоко плевать на простых граждан, что в приоритете для них спасение важных объектов и важных «шишек», а людишек, мол, бабы еще нарожают! Отметем эту версию как заведомо нелепую и неконституционную.

Тем более можно найти куда более логичное и гуманное объяснение. Есть лишь одна разновидность чрезвычайной ситуации, при которой средства связи, находящиеся в пользовании штатских, явно мешают силовикам и способствуют разрастанию бедствия, — массовые волнения.

И если взглянуть на предмет философски, то такого рода катастрофы носят одновременно и природный, и техногенный характер. Вряд ли ведь кто-то будет спорить с тем, что человек — неотъемлемая часть природы. Как и с тем, что устроить сколь-нибудь массовый митинг невозможно без современных коммуникационных средств.

Впрочем, не будем торопиться и кричать «эврика!». Возможно, правительственные чиновники представят еще более интересную и изящную версию.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру