Боевой корабль «Аскольд» спущен на воду в Крыму: тайны династии

Малый ракетный корабль — четвёртый, названный в честь легендарного киевского князя

Российский военный флот вновь наращивает свою мощь. На сей раз его ряды пополнились только что спущенным на воду на Керченском судостроительном заводе малым ракетным кораблем «Аскольд». Свое красивое имя этот «новорожденный» получил в честь легендарного киевского князя. И стал четвертым по счету российским военным кораблем, носящим такое название.

Малый ракетный корабль — четвёртый, названный в честь легендарного киевского князя

Его «тёзки» - предшественники нынешнего ракетного «Аскольда», бороздили моря еще во времена Российской империи.

Узнать больше об этих кораблях «МК» помог специалист по морской истории Дмитрий Мазур.

— Самый «старший» из «Аскольдов» — трехмачтовый 46-пушечный парусно-винтовой фрегат. При закладке в 1852 году на петербургской верфи Новое адмиралтейство ему дали имя «Мария», однако четыре года спустя уже на стадии проведения ходовых и швартовых испытаний «перекрестили» в «Аскольд». Корпус корабля был изготовлен по старинке – в основном из дерева. Однако наряду с парусной оснасткой этот фрегат – в числе первых в российском флоте - имел уже и паровую машину, приводившую в движение гребной винт.

Значительная часть военной службы «Аскольда» проходила на Дальнем Востоке, куда он отправился в составе русской эскадры осенью 1857-го. Весной следующего года, когда добрались до Гонконга, фрегат был передан в распоряжение российского чрезвычайного посланника в Китае вице-адмирала Путятина. Именно на «Аскольде» он отправился с очередной своей важной миссией в Японию для закрепления дипломатических и торговых отношений с этой совершенно закрытой от всех страной.

Увы, в строю этот корабль пробыл недолго – с 1857 по 1861 год. Подвела неудачная конструкция корпуса и некачественно выполненная сборка. Кроме того два длинных «рейда» – на Дальний Восток и обратно (оба раза фрегату пришлось огибать мыс Доброй Надежды) пагубно сказались на его прочности. В итоге уже через несколько месяцев после возвращения на Балтику, в июле 1861-го «Аскольд» был исключен из списков Балтийского флота с указанием причины такого решения: «по неблагонадежности к плаванию».

Впрочем, несмотря на столь короткую биографию, фрегат «Аскольд» оказался – один из немногих отечественных боевых кораблей, - увековечен на географических картах. В честь него назвали остров в заливе Петра Великого неподалеку от Владивостока, а также пролив, отделяющий этот остров от материка.

Практически сразу же вслед за «Аскольдом №1» в российском флоте появился новый корабль с таким же названием - 17-пушечный парусно-винтовой корвет. Он был спущен на воду осенью 1863 года на Охтенской верфи в Петербурге и бороздил моря под Андреевским флагом вплоть до 1893 года.

Примечательно, что «Аскольду №2» достался фрагмент его предшественника: на корвете установили снятую со списанного одноименного фрегата паровую машину, которая была признана специалистами вполне пригодной для дальнейшего использования.

Корвет, носящий имя легендарного киевского князя, служил на Балтийском, на Тихоокеанском флотах, совершил несколько дальних, - в том числе кругосветных, - плаваний. Осенью 1866 года на этом «Аскольде» в составе группы гардемаринов Николаевского морского училища проходил учебную практику будущий знаменитый российский флотоводец адмирал Степан Осипович Макаров.

Традиция иметь в составе флота корабль под названием «Аскольд», продолжилась и на рубеже 19-го и 20-го столетий. Через несколько лет после «отставки с военной службы» «Аскольда №2» в высших российских кругах решено было дать имя известного по историческим хроникам киевского князя еще одному боевому кораблю. Именно вариант названия «Аскольд» выбрал император Николай Второй из предложенного ему списка имен для нового бронепалубного крейсера 1-го ранга.

Российское Адмиралтейство заказало «Аскольд №3» в Германии. Его строили на верфи Круппа в Киле. Крейсер был спущен на воду весной 1900 года и вступил в строй 1902-м.

Он обладал совершенно уникальным внешним видом, позволяющим издалека «идентифицировать личность». Ведь «Аскольд» стал единственным в российском флоте кораблем, имеющим пять (!) дымовых труб. Такой «лес» проектировщики сделали, чтобы увеличить мощность и эффективность паровых машин и обеспечить высокие скоростные характеристики. Наличие столь многочисленных высоких тонких труб, похожих на огромные папиросы, вызывало порой шутки у молодых флотских офицеров, которые называли «Аскольд» «папиросницей». А иные остряки говорили, что, мол, у этого крейсера дымовых труб больше, чем орудий.

Однако такие «инсинуации» были явно несправедливы. Крейсер получился очень хороший, с мощным для своего времени вооружением, а, главное, - очень скоростной. При проведении 3 ноября 1901 года официальных испытаний на Данцигской мерной миле зафиксировали скорость «Аскольда», рекордную по тем временам для судов такого большого водоизмещения, - 24,81 узла (около 45 км/час). «Флот получает самый быстроходный крейсер в мире», - написал в своем донесении в Петербург назначенный командиром крейсера капитан 1-го ранга Николай Рейценштейн. Интересная подробность: за постройку такого чуда техники из российской казны было выплачено немцам 5 миллионов золотых рублей.

«Аскольд» уже вскоре после своего вступления в строй был направлен на Дальний Восток. Крейсер принимал самое активное участие в Русско-японской войне. Тогда – в 1904 году, он неоднократно становился флагманским кораблем Тихоокеанской эскадры: во время проведения нескольких боевых операций свой флаг на этом корабле поднимал командующий, вице-адмирал Макаров. 

И еще один «аскольдовец» времен той войны вошел в историю России. С середины марта 1904-го вахтенным начальником на крейсере служил лейтенант Александр Колчак – будущий адмирал и один из руководителей Белого движения во время Гражданской войны.

«Аскольд» оказался среди немногих русских кораблей, избежавших гибели или захвата неприятелем в той крайне неудачной для Империи военной кампании. Ему удалось с боем прорваться из осажденного японцами Порт-Артура и достичь Шанхая, где русский боевой корабль был интернирован китайцами до конца войны.

После заключения мира «Аскольд» зачислили в состав Сибирской флотилии. Один из эпизодов его биографии того времени довольно необычен: в 1907-м крейсер использовался для проведения научной работы – исследовании течений в дальневосточных морях. Производилось это при помощи так называемой «бутылочной почты». С корабля регулярно сбрасывали в воду бутылки с запечатанными внутри записками. Ни них указывались координаты «старта» самостоятельного плавания такой «стеклотары» и продублированная на нескольких языках просьба к нашедшему ее сообщить об этом по такому-то адресу. Мне попадалась информация, что одну из таких бутылок выловили чуть ли не через 40 лет у берегов Южной Америки.

В годы Первой мировой войны «Аскольд» воевал на нескольких морских театрах. Сперва в составе объединенной эскадры союзников, действовавшей против немецких рейдеров в Тихом и Индийском океанах. Потом на Средиземном море, где принял участие в известной Дарданельской операции против Турции. Летом 1917 года «Аскольд» прибыл в Мурманск, он был зачислен в состав Северного флота. С началом интервенции союзников в революционную Россию «Аскольд» оказался захвачен англичанами. Они его даже включили в состав своего флота под названием «Glory IV».

По окончании Гражданской войны, в 1922 году новое советское правительство решило выкупить несколько бывших русских военных кораблей, захваченных интервентами. Среди них – «Аскольд». Однако применительно к нему эта «военно-техническая операция» почти сразу же была признана неудачной. Состояние старого крейсера оказалось весьма плачевным, его ремонт специалисты признали нецелесообразным. В итоге только что купленный корабль вскоре был продан на металлолом совместному германо-русскому акционерному обществу. Недавнюю гордость российского флота отбуксировали в Гамбург, а там порезали на куски и отправили в переплавку.

«Цепочка» российских «Аскольдов» после этого оказалась прервана на целый век. Но теперь эта затянувшаяся пауза кончилась. Новый «Аскольд» уже скоро войдет в состав Черноморского флота России. Он меньше, чем предшественники-«тёзки» эпохи паровых двигателей, но зато по части вооружения даст им громадную фору: оснащен новейшим ракетным вооружением.

К слову сказать, замечаю, что сейчас наметилась явная тенденция возвращения памяти о русских кораблях, воевавших в Русско-японскую войну. Помимо только что спущенного на воду «Аскольда» в составе российского ВМФ появятся еще два корвета – «Буйный» и «Грозный», заложенные на верфи в Комсомольске-на-Амуре в конце августа. А ведь весной 1905 года в знаменитом и трагичном для нашей страны Цусимском сражении принимали участие эскадренный миноносцы с такими названиями. Причем эсминец «Грозный» оказался одним из трех кораблей эскадры адмирала Рожественского, который все-таки смог тогда прорваться во Владивосток.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру