«Запах от мигрантов шел жуткий»: в Польше описали преодолевших границу

Беженцы из Ближнего Востока пропадают без вести в белорусских лесах

Больше недели мигранты из стран Ближнего Востока провели на границе белорусско-польской границе. Половина беженцев сдалась и согласилась на депортацию. Порядка тысячи человек переместились в теплый ангар, откуда их прямиком отправят в аэропорт. Остальные надеются, что Польша откроет им ворота в Европу. Тем временем некоторым удалось скрыться в глухих лесах, где они попали в ловушку. В чатах есть десятки сообщений о розыске от их близких. Мы поговорили с теми, кто потерял родных.

А еще выслушали мнения простых белорусов, которые проживают в Гродно, Минске, Варшаве: готовы ли они принять на своей территории мигрантов.

Беженцы из Ближнего Востока пропадают без вести в белорусских лесах

Дмитрий – гражданин Белоруссии, житель Варшавы: «Ежедневно на работе обсуждаем эту тему. Все сильно радовались, когда узнали, что наконец к разгону подключили водомёты. Я на связи и со знакомым пограничником, который как раз работает недалеко от стихийного лагеря. Он рассказывает, что никаких договорённостей с польской стороной никто не имеет, а нелегалов они проводят до «дырки в заборе» и оставляют там. Дальше они идут сами. Это же Беларусь. Деньгу взяли, свою часть обязательств выполнили, а там трава не расти. Отношение к этим мигрантам и у поляков, и белорусов негативное.

Хотя в Польше есть люди, которые недовольны, что бедных и несчастных беженцев не пускают в страну. Одни из сочувствующих - волонтёры, которые ходят по лесам и ищут, кому бы помочь. Правда, таких сердобольных очень мало.

В целом поляки понимают, что от потока нелегалов нет никакой пользы. Европа им нужна только лишь ради пособия и вседозволенности. Ведь тут они могут вовсю кричать об ущемлении своих прав и играть таким образом на публику.

Кстати, в Польшу некоторым беженцам все-таки удается просочиться. Вчера я видел трёх мужчин и одну женщину восточной внешности. Состояние одежды у них было соответствующее. Заметно, что они недели две просидели в лесах. Ну и запах от них шел жуткий. Не факт, что сидели они со стороны Беларуси. Вроде у Львова тоже скопление есть небольшое.

По закону Польша не обязана принимать тех, кто незаконно пересёк границу. Если поймают на территории страны, депортируют обратно. Для того, чтобы получить статус беженца, нужно, во-первых, законно попасть в страну. Во-вторых, потом обратиться здесь к любому представителю власти, будь то полицейский или страж границы. Они то уже отправляют человека в «отстойник» для беженцев и начинают проверку.

У меня друзья там побывали. Выглядит это место, как наше общежитие. Туда заселяют людей на время проверки оснований по факту запроса ими статуса беженца. Так как оба моих друга – «политические», то их вопрос решился буквально за несколько месяцев. Пока человек пребывает в этом «лагере», ему назначается некое пособие, которого вполне хватает на еду, но не хватит на пиво и папиросы. Поэтому многие люди ищут нелегальные подработки. Легально работать в Польше не получится, пока нет никакого статуса. Как мне рассказывали, в том «общежитии» было много кавказцев из России».

Польские волонтеры организовали чаты помощи беженцам. Известно, что многие мигранты прошли в лес до того, как на белорусско-польской границе образовался стихийный лагерь. Вот только выбраться из леса смогли не все.

«Связь потеряли шесть дней назад»

Мы пообщались с людьми, которые потеряли своих близких.

Карем рассказал, что разыскивает родных: «Мы ищем брата, его зовут Гованд Омер Али, ему 31 год. Вместе с ним находится его 3-летняя дочь.

Мы ничего не знаем о них, живы они или мертвы. Связь с ними потеряли примерно 6 дней назад. Они жили в лесу. Приехали в Беларусь из Курдистана. Помогите, пожалуйста, фотографии мы дадим. Последнее, что знаем: они находились рядом с какой-то деревней. У брата – черная борода, он в черной куртке. Его дочка – в синей курточке и шапочке».

Еще один мужчина также обратился с просьбой помочь найти сына: «Мой 24-летний сын сейчас находится в лагере беженцев в лесу. Когда всем предложили пойти в здание, где тепло, он отказался, потому что боится депортации. Вся его семья находится в Германии. Здесь два его родных брата и родители. Он уже восемь дней сидит на границе. Просто хочет добраться до своей семьи.

Думал в Минск вернуться, но его не пропускают, держат на границе. Четыре года назад нас разлучили. Мы тогда пытались попасть в Европу через Турцию. Нас арестовали, посадили в тюрьму. Отпустили меня с женой, младшего 6-летнего сына и старшего сына, он инвалид. А среднего депортировали в Курдистан.

Сейчас мой сын поехал в Беларусь в надежде воссоединиться с нами. Не получилось. Я не хочу, чтобы он возвращался в Ирак, где у него никого нет».

Вот что рассказала нам женщина, у которой на белорусско-польской границе застрял брат: «Мой брат – сириец, но жил в Ливии. Сейчас он находится на границе. Вместе с ним еще шесть человек.

Восемь дней назад у них получилось дойти до Польши, где они находились три дня. Потом их поймала полиция и отвезла на границу. Там их встретили белорусы, которые не пропустили в город. Вернуться обратно на родину брат не может, в Ливии ему грозит смертная казнь. Он и его товарищи застряли между Беларусью и Польшей где-то около Бреста.

Мой брат – отец троих детей, которые живут в Германии. Он прибыл в Беларусь в надежде попасть в Евросоюз. Он очень больной человек. Сейчас лежит на земле в тяжелом состоянии. Проблема в том, что белорусские силовики держат их в одиночестве, не дают пройти в большой лагерь около Гродно. Брату нужна госпитализация.

Я стучусь во все двери, звонила в белорусский Красный Крест с просьбой, чтобы его нашли и отвезли в больницу. Но их не ищут. У них нет еды, воды, теплой одежды. Объясниться с пограничниками они не могут, не понимают язык. У брата высокое давление, астма и ревматизм. Недавно он перенес сердечный приступ. Один из его друзей страдает от болей в почках. Несколько дней с ними нет связи».

«Трехлетняя девочка сильно ослаблена»

Неделю назад польские волонтеры создали свой чат для поиска беженцев. Ежедневно они получают информацию о том, что в лесу сидит та или иная группа мигрантов, которые попали в ловушку. Выбраться из леса люди не могут. Если встречают на пути польских пограничников, те их гонят на белорусскую территорию. Белорусы, в свою очередь, велят отправляться обратно в Польшу. Волонтеры пытаются связаться с беженцами, чтобы доставить им продукты и оказать медпомощь.

О своей деятельности волонтеры отчитываются в соцсетях.

«Нам поступил звонок от группы 7 человек, которые находятся в лесах. 50-летняя женщина жаловалась на боль в левом плече. Мы прибыли на место, доставили еду, воду, термоодеяла. У женщины было охлаждение и скручивание плечевого сустава. Стабилизировали ей плечо. Обработали поверхностную рану у одного мужчины. Обследовали 16-летнюю девочку с хроническим заболеванием, но у нее были свои лекарства».

«Проехали 70 км, чтобы найти семью, которая три недели живет в лесу. Сначала жили в белорусских лесах, теперь три дня сидят на польской стороне. Они не ели и не пили несколько дней. С ними трехлетняя девочка, которая сильно ослаблена из-за рвоты. Три взрослых пациента жаловались на кашель, тошноту и рвоту. Их состояние улучшилось, когда они поели и получили болеутоляющие».

Мы поговорили с польским волонтером, который рассказал о своей работе: «С нами связываются беженцы, скидывают по телефону, если возможно, свое местоположение. Леса мы знаем хорошо. Если не находим их, то оставляем большие черные пакеты с едой и водой поблизости, чтобы мигранты смогли найти.

В лесу застряло много беженцев. Видимо, проводники их провели в глубь леса и бросили. Коллеги рассказывали, что была семья из 10 человек, которая восемь раз пыталась выйти из чащи. Их ловили поляки и перекидывали обратно в Беларусь. А белорусы отправляли снова в Польшу. С ними находился мальчик, которого покусала собака. О них мы уже давно ничего не слышали.

Еще была группа мигрантов, которая провела в лесу 25 дней. Вышли оттуда еле живые. Кому удается выбраться из леса и не нарваться на пограничников, идут в первые попавшиеся дома в деревне, просятся на ночлег. Некоторые поляки их принимают. Но большинство гонят».

«Березовую рощу на растопку пустили»

Белорусские чаты кипят от возмущения. Сами белорусы не рады гостям с Ближнего Востока. Некоторые объяснили нам свое негодование.

Максим (Гродно): «Надеюсь, в городе их не оставят, у самих работы нет. Например, мне странно, почему их обеспечили бесплатными дровами, а наших пенсионеров нет. Некоторые белорусы не могут позволить себе купить на зиму дрова, вот лучше бы власти им помогли».

Елена (Гродно): «Я хочу, чтобы они поскорее уехали, чтоб закончились их мучения. Поляки готовы только рабочую силу принимать, а эти работать на них не станут. Тему халявных дров для них у нас бурно обсуждают. Хотя тут все понятно. Дрова им привезли потому, что мигранты целую березовую рощу на растопку пустили. Надо было их остановить».

Михаил (Гродно): «Живу рядом с границей. Писал жалобу в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по поводу порчи лесов мигрантами. Ответа так и не получил. Обычно, если напишешь жалобу на белорусов, сразу с проверками приезжают».

Больше всего жалоб в чатах от минчан. Житель столицы Николай поделился своими наблюдениями: «Говорят, беженцев больше не принимает Беларусь. Но в Минске их полно. Только толпы теперь не только в центре города, около ТЦ «Галерея», но и в ТЦ «Замок», и около Дома Моды. Правда, теперь им с вещами запретили внутрь проходить, свою тюки они на улице оставляют. Но видно, что приезжают хорошо экипированные».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28668 от 18 ноября 2021

Заголовок в газете: Дырку в заборе вы получите, а не ЕС

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру