Политологи сравнили признание ДНР и ЛНР с присоединением Крыма

Столь восторженной реакции на этот раз ждать не приходится

Владимир Путин признал независимость ДНР и ЛНР - соответствующие договоры, которые ратифицирует завтра Совет Федерации, президент России подписал с главами республик Донбасса. Но вот вопрос: увидим ли мы реакцию российского общества, подобную той, что видели в 2014 году после присоединения Крыма? «МК» поговорил об этом с экспертами. 

Столь восторженной реакции на этот раз ждать не приходится

Константин Калачев, политолог, руководитель «Политической экспертной группы»: «Общественной эйфории я бы не ждал. Мечты о присоединении Донбасса в обществе не наблюдалось. Были мечты о Крыме и теплом море…

- А будет ли разница в реакции россиян на присоединение и признание независимости?

- Из Мюнхенской речи Зеленского (выступление президента Украины на Международной конференции по безопасности в Мюнхене 21 февраля - «МК».) стало ясно, что Зеленский готов расстаться с ДНР и ЛНР как с раковой опухолью, которая может съесть весь организм. Конечно, он говорил в Мюнхене не об этом, но всем содержанием своей речи подталкивал Москву к хирургической операции, в результате которой Украина останется без Луганска и Донецка… Зато не на крючке! 

Теперь это будет головная боль России, с чем всех и поздравляю. Рефлекторные реакции России и ситуативное реагирование были вполне предсказуемы. Что касается вопроса «присоединение или признание независимости», то россияне, скорее, выступают за присоединение. А то Абхазию признали, а что толку? Отдых там от этого лучше и дешевле не стал, землю там купить невозможно, бизнес русский жалуется на притеснения…

Сергей Марков, политолог, директор «Института политических исследований».

- Будет ли российское общество столь же довольно признанием независимости ДНР и ЛНР, как было довольно присоединением Крыма?

- Не совсем. Во-первых, потому, что это какое-то повторение. Во-вторых - у людей была тогда не только идея присоединения Крыма, но и поддержка линии на то, что Россия вновь становится жесткой и сильной страной, готовой отстаивать свои интересы. А после Крыма такого, в общем-то, не было. 

Россия оказалась в унизительной ситуации, когда годами терпела по сути дела политику государственного терроризма, которую отвязанная, отмороженная киевская хунта вела против русских людей. Поэтому сейчас эффект будет меньше…

Но всё зависит от жесткости принятого решения. Если Россия не только признает ДНР и ЛНР, но примет их в свой состав и предъявит ультиматум, что войска Украины должны отойти с занимаемых ими территорий Донецкой и Луганской областей, и они отойдут - это приведет к перегрузке крымского консенсуса, потому что Россия покажет себя как по-настоящему сильная, независимая страна.

А если Россия будет вилять, признает только независимость, хотя очевидно они хотят стать частью России, то поддержка общества усилится, но не в той степени, не так скачкообразно, как это было в случае с Крымом.

- Их, то есть жителей ДНР и ЛНР, желание понятно, но хотят ли россияне брать на себя бремя расходов за восстановление, содержание и развитие запущенных украинских территорий?

- Россияне брать на себя бремя расходов, конечно, не особо хотят. Но они, безусловно, считают, что там живут наши люди, которых убивают каждый день, и когда россияне требуют, чтобы защищали наших людей в Донецке и Луганске, они фактически проверяют - готово государство их-то самих защищать в Пскове, Белгороде и Красноярске…

- Все опубликованные опросы общественного мнения по поводу судьбы ДНР и ЛНР - прошлого года. Вы видели более свежие, последних месяцев?

- Есть у ВЦИОМа опрос по поводу беженцев - он свежий, и из него следует, что подавляющее большинство россиян поддерживает оказание им помощи. А по поводу признания и присоединения нет недавних опросов. Думаю, они есть, но закрытые. С моей точки зрения, поддержка решения о признании независимости ДНР и ЛНР высокая - процентов 85 «за»…»

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру