Венгрия и Сербия делают выбор между Евросоюзом и Россией

У занимающих особую позицию по украинскому кризису Виктора Орбана и Александра Вучича хорошие шансы сохранить власть

В воскресенье в двух европейских странах начались выборы, результаты которых будут определять не только внутреннюю политику Венгрии и Сербии, но и отношения Будапешта и Белграда к Москве. То, что голосование проходит на фоне украинского кризиса, только усиливает напряженность и ставит вопрос: удастся ли в будущем венграм и сербам и дальше балансировать между Россией и Евросоюзом.

У занимающих особую позицию по украинскому кризису Виктора Орбана и Александра Вучича хорошие шансы сохранить власть

Венгерский премьер-министр Виктор Орбан в пятницу во время своего последнего перед голосованием предвыборного митинга призвал соотечественников не экспериментировать с новым руководством во время кризиса.

Находящийся у власти с 2010 года Орбан заявил своим сторонникам, что только его правительство может обеспечить безопасность Венгрии, утверждая, что оппозиция втянет страну в военное противостояние. По его словам, вооруженный конфликт на Украине «изменил все, он также изменил нашу кампанию».

В своем предвыборном обращении Орбан представил себя надежным лидером в тревожное для региона время. «Мы уже видели несколько кризисов, — сказал глава венгерского правительства. – Я предлагаю венграм сейчас не экспериментировать». И добавил, что стране будет лучше с людьми, обладающими опытом и предсказуемостью.

Как отмечает издание POLITICO, хотя партия Орбана «Фидес» лидирует в опросах, оппозиция уверяет, что избирательная система несправедлива, а сам премьер Венгрии столкнулся с критикой со стороны президента Украины Владимира Зеленского.

В последние годы Виктор Орбан пользуется репутацией лидера, поддерживающего тесные отношения с президентом России Владимиром Путиным, сохраняя при этом непростые отношения с соседней Украиной. Но когда Россия начала на Украине специальную военную операцию за несколько недель до выборов в Венгрии, премьер-министр развернулся, послав сигнал избирателям, что в интересах Будапешта не быть ни проукраинским, ни пророссийским.

«Украинцы не могут просить нас о помощи таким образом, чтобы мы тем временем разорялись», — заявлял Орбан. И хотя он заявил Киеву «Наше сердце с ними», он добавил, что «Венгрия должна отстаивать свои интересы и должна оставаться в стороне» от конфликта.

В преддверии выборов Виктор Орбан обвинил венгерскую оппозицию в заключении сделки с украинским правительством, а также готовности предоставить Киеву оружие и поддержать санкции в отношении импорта энергоносителей из России, если они придут к власти. Однако оппозиция отвергла эти утверждения как «пропаганду».

Согласно предвыборному опросу POLITICO, «Фидес» набирает 50 процентов голосов, а оппозиция набирает 44 процента.

В преддверии голосования премьер Орбан также упомянул о референдуме, который должен состояться параллельно с выборами, который правительство продвигает как направленный на защиту детей, но который, по мнению критиков, разжигает пламя гомофобии в Венгрии.

«Мы также должны четко сказать в воскресенье: мать — женщина, отец — мужчина — и оставить наших детей в покое», — сказал Орбан, добавив, что «гендерное безумие» должно быть остановлено.

Тем временем оппозиционные политики призвали своих сторонников не терять надежду, несмотря на то, что они называют неравным игровым полем. В преддверии голосования, пишет POLITICO, обе стороны обвиняли друг друга в мошенничестве, а противники Орбана выразили обеспокоенность, в частности, по поводу сообщения, в котором говорилось, что некоторые бюллетени, заполненные венгерскоязычными жителями Румынии, были найдены на свалке.

Петер Марки-Зай, кандидат от оппозиции на пост премьер-министра, назвал предвыборную гонку битвой между Давидом и Голиафом, указав на мошенничество, «армию платных троллей», «пропагандистскую машину» и «неограниченные финансовые ресурсы».

В соседней с Венгрией Сербии в воскресенье проводятся президентские выборы. И как отмечает POLITICO, «нет никаких сомнений в том, кто победит» — а именно действующий президент Александр Вучич. Но над балканской страной навис один большой вопрос: сможет ли Вучич сохранить дружеские отношения как с Москвой, так и с ЕС после начала военного конфликта на Украине?

Опрос показывает, что Вучич и его Сербская прогрессивная партия (СНС) на десятки процентных пунктов опережают своих соперников, при том, что в стране в один и тот же день проходят президентские, парламентские и муниципальные выборы.

Вучич является доминирующей политической фигурой в Сербии в течение последнего десятилетия. За это время его все чаще обвиняли в автократическом правлении, чему способствовали дружественные правительству средства массовой информации и широко распространенное кумовство, утверждает POLITICO. Но в то время как его мастерство на внутренней политической сцене близко к абсолютному, Вучич оказывается в крайне неудобном положении на международной арене из-за военной операции России на Украине.

На протяжении всего своего пребывания у власти Вучич поддерживал тесные связи как с ЕС, так и с Россией, меняя свою лояльность между ними всякий раз, когда он видел возможность получить большую выгоду и поддержку Сербии. Теперь он находится под давлением, чтобы выбрать сторону, пишет POLITICO.

Первоначально хранивший молчание по поводу украинского кризиса Белград в конечном итоге поддержал резолюцию ООН, осуждающую действия России, но отказался присоединиться к западным санкциям против Кремля. ЕС ясно дал понять, что ожидает, что кандидаты в члены, такие как Сербия, будут следовать единой линии Брюсселя в отношении санкций и внешней политики в целом. То, как Вучич будет ориентироваться в этом геополитическом ландшафте, станет определяющей задачей его предстоящего срока.

Как отмечает POLITICO, часто тесные связи Белграда с Москвой ошибочно принимают за свидетельство стойкой русофилии среди сербского политического класса и общества в целом: «Но правда куда более прагматична: Сербия почти полностью зависит от российского газа, который она получает по специальной низкой цене. Ярые пророссийские сторонники — громкое меньшинство, которое получает непропорционально широкое освещение в СМИ».

Это отражено в исследовании, опубликованном ранее на этой неделе белградским агентством по изучению общественного мнения Demostat. На вопрос, должна ли Сербия встать на сторону России или ЕС в украинском кризисе, 50 процентов респондентов ответили, что страна должна оставаться нейтральной, даже если такая позиция приведет к санкциям и нехватке товаров в масштабах, аналогичных тем, которые произошли во время балканских войн в 1990-е годы. Только 21 и 13 процентов поддержали Россию или Европу соответственно.

Ведущий исследователь Demostat Сречко Михайлович сказал, что такое предпочтение нейтралитета отражает глубоко укоренившуюся долгосрочную тенденцию, восходящую к лидерству Югославии в Движении неприсоединения во время холодной войны. «Концепция нейтралитета и блокового неприсоединения сохраняется в сознании сербских граждан независимо от всего, что произошло за это время, — сказал Михайлович. – Значительное число всегда поддерживало нейтралитет, независимо от последствий».

Тем не менее, признает POLITICO, остается открытым вопросом: действительно ли Вучич захочет полностью принять позицию ЕС и Запада. Брюссель может проверить его готовность двумя способами — предложив Сербии больше стимулов для прогресса в ее давних переговорах о членстве в ЕС и предоставив поддержку, снижающую энергетическую зависимость от России. Ранее в этом месяце ЕС предпринял шаги в последнем направлении, предложив западнобалканским государствам возможность присоединиться к его добровольным совместным закупкам сжиженного природного газа.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру