Транспорту из ЕС запретили въезжать в Белоруссию: ждать ли торгового коллапса

Эксперт: «Это санкции, поэтому вопрос о рациональности здесь стоять не может»

В ответ на санкции Евросоюза, запретившие въезд на свою территорию российским и белорусским грузовикам, с 16 апреля Белоруссия запретила впускать через свою границу транспортные средства, зарегистрированные в странах ЕС. Выезд из республики европейскому автотранспорту разрешен до 23 апреля, после чего проезд по белорусской территории для них будет невозможен. Эти меры бьют не только по странам ЕС, но и несут риски для зависимых от импорта российских производителей и ритейлеров.

Эксперт: «Это санкции, поэтому вопрос о рациональности здесь стоять не может»

Ситуация на границах ЕС и Белоруссии стала осложняться еще с 2021 года, когда на белорусско-польской границе случился «мигрантский кризис». Санкции только усугубляли ситуацию, которая вылилась в многокилометровые очереди из грузовиков на белорусской границе со стороны Польши, Литвы и Латвии. Пограничные пункты этих стран задерживали пропуск в первую очередь российских и белорусских перевозчиков. С февраля ситуация стала почти патовой. 16 апреля, например, длина очереди на польско-белорусской границе составляла 80 км, и эта проблема не урегулирована до сих пор. Ситуация на литовской и латвийской границе также остается неразрешенной. В пятницу на литовско-белорусской границе стояло около 2 тысяч тягачей, часть из них явно не успеет пересечь кордон до 19 апреля.

Взаимные запреты на въезд грузового транспорта вовсе не означают, что теперь белорусские пограничные пункты полностью опустеют. Европейским дальнобойщикам не разрешено следовать по Белоруссии транзитом, но дозволено заезжать  на приграничную территорию Белоруссии – на 50 км. Затем они должны будут полностью разгрузиться в специальных пунктах перецепки и грузовых операций. Всего Минтранс Белоруссии утвердил перечень из 14 таких мест вблизи пограничных пунктов пропуска с Литвой, Латвией и Польшей.

Предполагается, что так европейский груз продолжит поступать в Белоруссию и следовать через ее территорию в другие страны, в том числе Россию и Китай, но уже на белорусских или российских тягачах. Данная мера направлена не только на минимизацию последствий ограничений, но и на поддержку белорусских перевозчиков, 30 тысяч которых теперь не могут работать в Европе из-за санкций ЕС. В Белоруссии выражают уверенность в слаженности работы данной схемы, поскольку аналогичная система была ранее апробирована в начале пандемии в 2020 года для транзитных поставок в КНР.

Однако меры Белоруссии в отношении белорусского транспорта не могут не беспокоить российских производителей продукции, зависимой от поставок комплектующих из стран ЕС. Система перецепок в любом случае усложнит процесс транзита. Как белорусские ограничения скажутся на российском потребительском рынке, «МК» рассказал заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.

–  Нужно отметить, что все связанные с этим запреты касаются далеко не всех товаров. Есть допущения для некоторых грузов, например связанных с фармацевтикой и продуктами питания. Их пропускает и Беларусь, и европейская сторона. К тому же сама Беларусь не вводит запрет полностью, идет по пути перецепок и не станет прерывать движение грузов, принимая европейский автотранспорт. Эта схема непростая и требующая соответствующей работы логистических компаний. Пока что с 16-го числа мы не слышим о том, что перевозки остановлены. Необходимо учитывать и то, что еще не закрыты железнодорожные перевозки.

–​ Насколько это решение было рационально, учитывая интересы России?

– Это санкции, поэтому вопрос о рациональности здесь стоять не может. Санкции прекращают торговлю, прекращают поставки. В конкретном случае прекратить поставку полностью невозможно. Если что, машины пойдут через Кавказ или Турцию. Но это, конечно, очень сложно и дорого.

Стоит ли в связи с этим беспокоиться российским ритейлерам?

– Подобное мы уже переживали в декабре 2014 года. Тогда вводились ограничения на въезд и выезд. У нас какой-то период почти несколько месяцев не было импорта, особенно продовольственного. И полки местами опустели. Но сейчас ситуация не столь критична для российских ритейлеров, потому что прошли годы, и сейчас ассортимент на полках магазинов на 80% состоит из российской продукции. Конечно, это всё неприятно. Особенно для специализированных магазинов, торгующих преимущественно импортными товарами. Такие у нас есть, но частично они уже ушли сами.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28767 от 19 апреля 2022

Заголовок в газете: Осторожно, «железный занавес» закрывается

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру