Что не увидели зрители парада Победы: секреты самолета «судного дня»

Среди новинок, которые показали публике – реактивная система залпового огня «Торнадо-Г»

9 мая в Москве прошел парад в честь 77-й годовщины в Великой Отечественной войне. В этом году по Красной площади в парадном строю прошли 11 тысяч человек – на тысячу меньше, чем в прошлом. Меньше в этом году было и военной техники, участвующей в параде: 131 единица по сравнению со 190 единицами в прошлом. Другие любопытные особенности парада по просьбе «МК» оценили специалисты.

Среди новинок, которые показали публике – реактивная система залпового огня «Торнадо-Г»
"Самолет судного дня" Ил-80. Источник: Википедия

Погода не позволила провести воздушную часть парада, где должны были принять участие 77 самолетов и вертолетов – по числу лет со дня Великой Победы. Военные летчики до конца находились в готовности. Однако буквально в последний момент из-за наступления большого воздушного фронта с севера поднялся сильный порывистый ветер, облачность опустилась до 350 метров, и экипажам было приказано оставаться на аэродромах. Полеты над Москвой отменили.

Но традиционное парадное зрелище это не испортило. Наземная боевая техника – от десантных машин до стратегических ракетных комплексов – тоже выглядела очень впечатляюще. Среди новинок, которые раньше не участвовали в параде – модернизированная реактивная система залпового огня (РСЗО) «Торнадо-Г». Она пришла в Сухопутные войска на смену «Градам». 

«Торнадо-Г». Источник: Википедия

По мнению специалистов, «Торнадо-Г» хоть по внешнему виду и мало отличается от своего предшественника, но в 15 раз превосходит его по боевым возможностям.

Впервые эту обновленную боевую машину опробовали на полигоне еще в 1998 году. Но потом долгое время не хватало денег, чтобы довести «Торнадо-Г» до серийного производства. Теперь эта проблема решена.

Новые боевые возможности РСЗО «Торнадо-Г» получила в первую очередь за счет целого набора нового оборудования. В кабине экипажа, к примеру, установлен усовершенствованный пульт управления наводчика, ЭВМ для обработки информации и управления вооружением, а также аппаратура спутниковой навигации.

Благодаря новой «начинке» РСЗО «Торнадо-Г» существенно уменьшилось время его подготовки к стрельбе. Прибыв на позицию, «Торнадо-Г» способна уже через 3 минуты открыть огонь боекомплектом из 40 ракет. А затем, пока его реактивные снаряды еще даже не достигли цели, сразу же уйти с позиций, чтобы точку стрельбы не успел обнаружить противник.  

Кроме того, постоянно идет работа над созданием для РСЗО «Торнадо-Г» новых реактивных снарядов с повышенной дальностью полета, за счет которых можно значительно увеличить радиус стрельбы вплоть до 100 км, что существенно повысит боевую эффективность батареи, вооруженной модернизированными РСЗО.

Путин обратился к участникам спецоперации на Украине: видео парада Победы

Смотрите видео по теме

Новинкой воздушной части парада должен был стать самолет Ил-80, которому западная пресса, рассказывая о подготовке к нашему празднику, придала особое значение. Ил-80 – так называемый самолет «судного дня». К сожалению, 9 мая над Красной площадью мы его не увидели. Однако многие москвичи могли наблюдать его пару дней назад во время репетиции воздушной части, снимая это захватывающее зрелище прямо над своими домами.

Самолет «судного дня» Ил-80 – летающий командный пункт управления войсками должен использоваться в условиях самого крупного военного конфликта, включая полномасштабную ядерную войну. Самолет «судного дня» фактически отдает последнюю команду на ответный ядерный удар по противнику. Причем даже в том случае, если все штабы на земле уже уничтожены ядерным ударом. Отсюда другое его название – «самолет возмездия».

Ил-80 – самый засекреченный самолет. Его редко показывают публике. В 2010-м он участвовал в параде Победы по случаю 65-й годовщины окончания Второй Мировой войны. Больше Ил-80 на парадах не показывали. Не удалось увидеть его и в этом году. Однако сегодняшнее заявленное его появление над Москвой многие иностранные СМИ поспешили представить как знак предупреждения о серьезности намерений России в нынешнем противостоянии с Западом.  

Действительно, в мире существует всего две страны, которые имеют самолеты «судного дня» - Россия и США. Серийного производства таких сложных машин не существует. Все они – штучные экземпляры. В России имеется их четыре: два основных, два резервных.

Подробностей об этих самолетах известно мало – они тайна за семью печатями. У самолета даже нет иллюминаторов. Собственно, куда смотреть, если внизу на земле один за другим поднимаются к небу ядерные грибы? Зато полная защита его фюзеляжа делает экипаж, руководство страны и всех находящихся на борту неуязвимыми для последствий воздействия ядерного удара.

Секретом, пожалуй, не является только внешний вид этого самолета. Он имеет характерные особенности, которые не позволят его спутать ни с одним другим. В носовой части фюзеляжа Ил-80 имеет характерный горб с начинкой из сверхсекретного электронного оборудования.

Из открытых источников известно, что это радиоаппаратура, работающая в любых диапазонах вещания и приема сигналов, которая с использованием кодированных защищенных каналов позволяет держать связь с наземными войсками, подводными лодками – носителями ядерных ракет, а также с военными и гражданскими космическими аппаратами. Причем вся электроника самолета рассчитана на работу в случае серьезных электромагнитных колебаний, возникающих при ядерном взрыве.

Такие возможности предполагают наличие на борту самолета огромных энергетических мощностей, вырабатывающих сотни киловатт, а также еще резервных систем питания и объемных топливных баков.

Чтобы все это стало возможно уместить на борту, на Ил-80 было проведено несколько доработок для усиления фюзеляжа и крыльев, а также дополнительно установлено четыре опоры шасси, распределяющих увеличенную нагрузку. Для большей длительности и дальности полета, в носовой части Ил-80 имеется штанга для возможности дозаправки его в воздухе.

Никакого вооружения для своей защиты Ил-80 на борту не имеет. Эту задачу в открытом военном конфликте должна выполнять авиации сопровождения. В основном истребительная.

Свой первый полет Ил-80 совершил в 1985 году, а через два года взлетел уже со всем тем оборудованием, которое планировалось разместить на его борту. Этот самолет создавался в противовес американскому Boeing E-4B. Затем произошел развал Союза, американцы в создании таких машин ушли вперед. Мы отстали. Только в 2012 году Ильюшинская фирма занялась модернизацией Ил-80.  

Известно также, что в прошлом году Воронежский завод приступил к сборке новой версии самолета «судного дня», который будет создан на базе широкофюзеляжного Ил-96-400М.

Гости на трибуне Парада Победы: от патриарха Кирилла до Сергея Лаврова

Гости на трибуне Парада Победы: от патриарха Кирилла до Сергея Лаврова

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру