Спрогнозирован ход суда в ДНР над иностранными наемниками

Отправят на работы, но не расстреляют

Процесс над тремя иностранными наемниками (два британца и один марокканец), которые были взяты в плен в Мариуполе, начался в Донецке. Сначала процесс был заявлен как военный трибунал, затем Генпрокуратура ДНР объявила, что суд над иностранцами будет проходить в обычном режиме. Корреспондент «МК» побеседовала с адвокатом Дмитрием Аграновским, который объяснил, почему так важно провести обычный процесс сейчас и что ждет пленных после суда.

Отправят на работы, но не расстреляют

- В чем разница между этим процессом над иностранными наемниками и военным трибуналом, который планируется в ДНР?

- Военный трибунал и нынешний процесс - разные вещи. Процесс, который начался над иностранцами, обвиняемыми наемничестве, идет по обычному Уголовному кодексу и Уголовно-процессуальному кодексу. Аналогичные процессы, кстати, шли до Нюрнбергского трибунала - они проходили в Харькове, Киеве и других городах. Не хочу проводить аналогии, но в тех процессах выносились смертные приговоры, которые приводились в исполнение. Я думаю, многие видели эти знаменитые кадры. И легитимность этих процессов никто не ставил под сомнение.

Военный трибунал, который планируется, вещь более громоздкая и под него необходимо разработать Устав. Чем сейчас в ДНР и ЛНР и занимаются. Возможно, за основу будет взят Устав Нюрнбергского трибунала. Военный трибунал быстро технически не проведешь, поэтому нет ничего удивительного, что некоторые процессы идут раньше. Тем более трибунал планируется над членами запрещенного у нас «Азова». Эти лица - совершенно иная история, они были взяты в плен в другом месте, при других обстоятельствах, и было бы странно, если бы они проходили в рамках одного процесса.

- Многие недоумевают: мол, неужели могут расстрелять иностранцев, в случае вынесения смертного приговора. Что вы думаете по этому поводу - могут расстрелять?

- Маловероятно, что смертные казни будут приводиться в исполнение. Сейчас другая ситуация, нежели во время Великой Отечественной войны. Тогда смертная казнь была абсолютно естественной во всех странах и широко применялась везде. У фашистской и антифашистской коалиции, даже в такой спокойной стране, как Швейцария. Сейчас же я даже сомневаюсь, что кто-то будет приговорен к смертной казни, если нет особо тяжких преступлений против личности. Если лицу не вменяются убийства, то прогнозирую, что смертного приговора не будет.

- При каких условиях высшую меру наказания - смертную казнь - могут отложить, в случае ее вынесения?

- Так как это обычный процесс, то предусмотрена процедура обжалования. Поэтому, пока приговор не вступит в законную силу приводить в исполнение любой приговор никто не имеет права. Как процедура обжалования прописана в УПК ЛНР и ДНР так она и будет проходить.

Что касается процедуры обжалования военного трибунала, то надо смотреть что говорит об этом Устав трибунала. Например, Нюрнбергский трибунал не предусматривал такой возможности. После трибунал по бывшей Югославии также не дали возможности обжаловать решение.

- Страны, гражданами которой являются подсудимые, могут повлиять на приговор?

- Огромное количество иностранных граждан попадает под суд в других странах. Здесь просто иностранное консульство должно выполнять свою обычную работу - присутствовать на процессе, встречаться с подсудимыми. Никто их такой возможности, я думаю, не лишает. Это обычная мировая практика. Они также могут помочь с защитниками, профинансировать их в конце концов. Это их прямая работа.

- Если будет срок, где иностранцы будут его отбывать?

- Я думаю, по месту пребывания, в соответствующих колониях, которые есть в ДНР И ЛНР.

- Обменять их могут?

- Что касается обмена, то это политическое решение. Украинская сторона, которая сейчас также проводит процессы, таким образом не столько решает вопрос виновности или невиновности, сколько на будущее создает обменный фонд.

- А ДНР не проводит процессы не для создания фонда?

- Я так не думаю. Киев создает фонд пленных, потому что пленных украинцев у нас гораздо больше. Кроме того, преступления, которые совершались в ДНР и ЛНР украинскими военными, абсолютно очевидны. И дать оценку преступным действиям украинцев сейчас важнее, чем создавать фонды.

Мы видим разбитые города и слышим множество интервью обычных граждан, которые рассказывают, что творили украинские войска. Они относились к городам как к оккупированным, и такое впечатление, что они исходили из того, что эти территории им все равно не достанутся, поэтому они их максимально разрушали. Примерно такая тактика была у отступающих немцев в годы войны. Тактика выжженной земли.

Поэтому сейчас важно дать оценку, а потом, возможно, кто-то будет обменен. Если будут обмены, они будут носить вынужденный характер, чтобы спасти наши военнослужащих. Исключительно с этой целью. А по-хорошему им бы сидеть и восстанавливать экономику ДНР и ЛНР.

- Кстати, иностранцев могут привлечь к восстановлению того, что было разрушено?

- Почему бы и нет? Главное, чтобы эти работы не носили унизительного характера. А так во всем мире и в обычных колониях привлекаются к труду.

- Процессы над иностранцами имеют особенности?

- Они, в общем, ничем не отличаются. У меня на практике были подобные процессы с участием иностранцев. Единственное, что консульство должно проявлять интерес. Но оно это делает через раз. Ну, переводчик еще нужен. Найти переводчика не составляет труда.

- А адвокаты?

- Это же задача консульства - найти хорошего адвоката. Если не найдут, то будет адвокат по назначению. Средний уровень адвокатов сейчас достаточно высок.

- Следственные действия проходили в течение месяца? Этого времени хватает, чтобы качественно расследовать дело?

- По-разному бывает. Приведу пример, не знаю, насколько он здесь уместен. Было дело запрещенной национал-большевистской партии, члены которой захватили кабинет Зурабова и протестовали против монетизации льгот. Там по делу проходило семь человек и расследование прошло за 10 дней. Так что теоретически можно. И, в общем-то, необходимые материалы тогда были собраны. Я думаю, что в данном случае никто за скоростью не гнался, просто факты были очевидны и следственная бригада хорошо поработала. Месяца может хватить вполне.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28799 от 8 июня 2022

Заголовок в газете: Трудотерапия для наемников

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру