Взвешены намерения Эрдогана снова заблокировать вступление Финляндии и Швеции в НАТО

«У турецкого лидера есть потенциал пугать шведов и финнов приостановкой этого процесса»

Президент Турции Реджеп Эрдоган в очередной раз заявил, что его страна не ратифицирует принятие Финляндии и Швеции в Североатлантический альянс, если они не выполнят ранее согласованные на саммите НАТО обязательства. В Хельсинки тем временем подчеркнули, что не пойдут на изменения законодательства, а экстрадировать запрошенных Анкарой лиц могут только при наличии веских оснований. Эксперт рассказал, станет ли турецкий лидер вновь блокировать возможность вступления в блок финнов и шведов.

«У турецкого лидера есть потенциал пугать шведов и финнов приостановкой этого процесса»

Эрдоган сообщил, что власти Швеции пообещали экстрадировать в Турцию 73 члена Рабочей партии Курдистана (РПК), признанной турецкий властями террористической организацией.

«Швеция дала слово по экстрадиции террористов, их около 73, сообщил глава государства в ходе пресс-конференции по итогам саммита НАТО в Мадриде. – Нам дали гарантии». Вместе с тем ранее речь шла о 33 курдах, которых в Турции обвиняют в террористической деятельности.

Турецкий лидер также добавил, что Анкара будет следить за тем, выполнит ли Стокгольм свое обещание. По его словам, если шведы и финны откажутся выполнять договоренности, парламент Турции не станет рассматривать вопрос одобрения их заявки на вступление в Североатлантический альянс.

Более того, Эрдоган заявил, что Финляндии и Швеции необходимо внести изменения в свое законодательство о терроризме. Политик сослался на принятый в начале недели Меморандум о взаимопонимании между тремя странами.

Это соглашение предусматривает сотрудничество государств против Рабочей партии Курдистана, проявление солидарности с Анкарой в борьбе со всеми формами терроризма, сотрудничество в области обмена информацией в борьбе с организованной преступностью и терроризмом, а также отказ от поддержки движений, обвиняемых в попытке государственного переворота в 2016 году.

В свою очередь, финский министр иностранных дел Пекка Хаависто уведомил, что Суоми не пойдет на изменения законодательства. «Если условием ратификации Турцией членства Финляндии в НАТО станет изменение нашего законодательства, Финляндия вряд ли пойдет на такие уступки», заверил глава финского внешнеполитического телерадиокомпании Yle. Политик указал, что в Меморандуме не идет речи об изменениях в законе или о чем-то подобном.

«Таких обязательств мы на себя на брали, – настаивает Хаависто. – Все, что было согласовано, было записано на бумаге. Могут быть высказаны разные точки зрения, но не может быть согласия ни по чему, кроме того, что изложено в тексте документа».

Помимо этого, глава МИД Финляндии отметил, что страна может уступить требованиям Турции о выдаче лиц, которых она считает террористами, только «при наличии очень веских оснований».

Каким же образом Турция может выстроить препоны для шведов и финнов, если те проявят строптивость и не будут выполнять требования Анкары? Собственно, об этом заявил сам Эрдоган по итогам мадридского саммита. По его словам, По словам Эрдогана, от реализации двумя странами соглашения из 10 пунктов будет зависеть, направит ли он их заявку на вступление в НАТО в турецкий парламент для ратификации. Согласно процедуре, стремящиеся вступить в Организацию Североатлантического договора страны должны получить одобрение своих заявок о членстве от всех государств-членов блока и пройти процесс ратификации соответствующими национальными парламентами. Так что теоретически турецкий президент может устроить длительные проволочки на этом направлении, если будет недоволен действиями натовских «новобранцев». Но как далеко он готов зайти? С этим вопросом мы обратились к эксперту.

«Судя по всему Эрдоган вряд ли будет снова блокировать возможность вступления Финляндии и Швеции в НАТО, – комментирует «МК» доцент МГИМО, директор Центра европейской информации Николай Топорнин. – Исходя из того, что сейчас слышно из Брюсселя, Анкары, Хельсинки и Стокгольма, стороны пришли к компромиссным решениям. Турецкие власти заявили, что при выполнении финнами и шведами взятых на себя обязательств, они не будут препятствовать их присоединению к Североатлантическому альянсу. Вроде бы это решение всех устроило, в том числе руководство блока и Соединенные Штаты.

Другое дело, что Эрдоган может затормозить этот процесс, если Хельсинки и Стокгольм выполнять обязательства откажутся. Это не просто пустые слова об уважении законов Турции и об отсутствии поддержки неких курдских сепаратистов. В трехстороннем соглашении прописано, что и Финляндия, и Швеция должны лишить статуса политических беженцев более 70 турецких граждан, которые как раз являются курдами и зачислены Эрдоганом в список «террористов». Их, очевидно, ждет серьезный суд у себя на родине, если их депортируют».

Тут и возникают определённые трудности, считает эксперт. Сами правозащитные механизмы Швеции и Финляндии таковы, что никто никуда политических мигрантов или беженцев высылать не станет.

«Понятно, с какой целью курды приехали в эти страны – попросить защиты от Эрдогана, – продолжает Николай Топорнин. – Им ее предоставили. А теперь предлагается эту защиту снять и вернуть их обратно. Как будут выглядеть финские и шведские власти, если они пойдут на такой шаг? Здесь есть серьезная проблема, над которой придется ломать голову юристам и политикам двух европейских государств.

Возможно, Финляндия и Швеция решат дать курдам свое гражданство. Ранее финский министр внутренних дел даже сделал пространное заявление о том, что Хельсинки ни при каких обстоятельствах своих граждан никому не выдает. Как вариант, курдам, которые долгое время укрываются в стране, могут предоставить гражданство. Тогда Эрдогану будет сказано, что они больше не турки, а финны, поэтому высылать их никто не собирается.

Более того, финны могут отправить курдов в соседнюю Норвегию, чтобы снять этот вопрос. Сомневаюсь, что Хельсинки и Стокгольм вышлют их в Турцию. Лично мне такой ход событий пока не видится».

По словам эксперта, Эрдоган продолжает посылать странам подобные сигналы и угрозы, поскольку для него это принципиальный вопрос. Внутри его страны есть политические оппоненты, есть серьезное курдское национальное меньшинство, которое борется за так называемое государство Северный Курдистан, стремящееся выйти из состава Турции.

«У турецкого лидера в следующем году выборы, - отметил Николай Топорнин. – Там есть внутренняя оппозиция. Есть и внешние оппозиционеры, такие как знаменитый Фетхуллах Гюлен, который находится в США. Они имеют связи, контакты и деньги, чтобы поддерживать оппонентов Эрдогана внутри страны, направлять их. Поэтому глава государства и не хочет оставлять эти обязательства на бумаге. Ему нужны конкретные действия. Как будет вести себя Эрдоган дальше, сказать сложно, поскольку он личность непредсказуемая. Может быть он с этим смирится, а может быть покажет свой характер. Ведь даже если заявки Финляндии и Швеции будут приняты, начнутся различные юридические процедуры и голосования, все равно у Турции останется возможность застопорить процесс их принятия в НАТО». 

Между тем эксперт подчеркнул, что на Эрдогана в этом вопросе могут оказать давление американцы, немцы и французы. Они продавят турецкого лидера, чтобы тот дал зеленый свет. Фактически он уже это сделал, хотя и сохранил за собой право вето.

«У Эрдогана есть потенциал пугать шведов и финнов приостановкой этого процесса, резюмирует Николай Топорнин. – Вместе с тем, несмотря на то, что Стокгольм и Хельсинки в настоящее время собираются присоединиться к Североатлантическому альянсу, они все же заявляют, что при сильных препонах могут отказаться от этой идеи. Их и нынешний статус вполне устраивает. Я так понимаю, что у стран прошла некая эйфория. Если бы ситуация на Украине нормализовалась, думаю, они бы точно повременили с вступлением в НАТО».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру