Оценена вероятность отставки Олафа Шольца с поста канцлера Германии

Около половины жителей ФРГ недовольны его деятельностью

Рейтинг канцлера Германии Олафа Шольца стремительно падает из-за возникшего в стране энергетического кризиса. На этом фоне западные СМИ активно обсуждают возможность его отставки. Они отмечают, что помимо ошибок в энергетической сфере немецкий политик был также недостаточно решителен во внешней политике. Вероятность ухода Шольца с поста главы федерального правительства оценил эксперт.

Около половины жителей ФРГ недовольны его деятельностью

Олаф Шольц рискует потерять свой пост, если не «капитулирует» перед президентом России Владимиром Путиным. Такую позицию выразил журналист издания The Telegraph Дэниел Джонсон.

«Либо Берлин потерпит мощную неудачу, сопровождаемую распадом правящей «светофорной» коалиции, либо он капитулирует перед Путиным, – пишет он. – На прошлой неделе Шольц с коллегами радовался краху Бориса Джонсона».

Немецкого политика вполне может ждать такой же кошмарный сценарий, а его «злорадство» по поводу отставки британского премьера может оказаться недолговечным, считает автор статьи. Помимо этого он отметил, что ФРГ переживает острый кризис из-за нехватки энергоресурсов, в вопросе которых Берлин зависит от Москвы.

Журналист также подчеркнул, что помимо ошибок в энергетической сфере Шольц также не был достаточно тверд во внешней политике. В попытке угодить как НАТО, так и России немецкий канцлер «бросил Украину и не оказывает ей практически никакой помощи», а это, в свою очередь, уронило авторитет Берлина.

Но это мнение журналиста (да еще и британского издания). А что же думает немецкий народ? Около половины жителей ФРГ недовольны работой Олафа Шольца на посту канцлера Германии – об этом свидетельствует опрос института изучения общественного мнения Insa. По данным исследования, 49% выразили недовольство работой политика. Социологи указали, что этот показатель стал самым высоким с момента его вступления в должность главы федерального правительства. При этом 38% респондентов все-таки поддержали Шольца.

«Канцлеры ФРГ всегда подвергаются критике, – комментирует «МК» директор Центра европейской информации, доцент МГИМО Николай Топорнин. – Это такая фигура, которой достается и слева, и справа. И с учетом того, что нынешнее германское правительство коалиционное, в нем и «Зеленые», и свободные демократы (СвДП), это, конечно, накладывает серьезные ограничения на возможности канцлера проводить ту политику, которую он считает нужной.

К примеру, Ангеле Меркель это было делать значительно проще: была «Большая коалиция» у ХДС-ХСС с социал-демократами (СДПГ), у них было согласие и полное взаимодействие. Здесь же тройственная коалиция, причем малые партии давно уже не работали в кабмине, у них очень мало опыта. Поэтому изначально предполагалось, что работа будет носить сложный характер. Плюс ко всему затруднили работу правительства пандемия коронавируса и разразившийся украинский кризис, который к тому же привел к серьезным экономическим последствиям из-за антироссийских санкций, в особенности на энергоносители. А ФРГ, как известно, чувствительна к энергопоставкам из России».

По словам эксперта, все эти факторы привели к кризисным явлениям в экономике Германии. Люди, естественно, этим недовольны. Повышаются цены на бензин, выросла квартплата, урезаны пособия и т.д. (хотя как раз Олаф Шольц и выступал за то, чтобы было больше социальных выплат). Не радуют немцев и наводнившие ФРГ беженцы.

«Кроме того, Олаф Шольц не такой яркий лидер, как та же Меркель, – продолжает политолог. – У него нет большого руководящего опыта. По своему складу он больше теневой руководитель, нежели тот, кто на передовой принимает на себя удары журналистов, общественности и критиков. Шольц привык работать в спокойной обстановке. А тут ему вдруг надо перед публикой держать ответ. Конечно, у него, может быть, не все так хорошо получается, как хотели бы многие в Германии. Но что есть, то есть.

С другой стороны, внутри правящей коалиции нет каких-то глобальных трещин или разногласий, которые могли бы привести к отставке Шольца. Насколько я знаю, ни «Зеленые», ни свободные демократы никаких глобальных претензий к канцлеру не предъявляют. Они ведь тоже члены кабмина и тоже могут влиять на проводимую политику. К примеру, министр иностранных дел Германии Анналена Бербок активно занимается внешней политикой, глава Минэкономики Роберт Хабек – экологией и экономикой. Таким образом, каждая партия отвечает за какое-то направление.

Более того, партии очень долго переговаривались об этом коалиционном соглашении. По сути нынешнее правительство только год находится у власти. Оно еще не могло проявить себя так, чтобы немцы почувствовали какие-то дивиденды. Так в жизни не бывает, в особенности при таких сложных условиях, как сейчас».

К тому же в настоящее время нет ярких фигур на замену Шольцу, считает политолог. Это должен быть человек из СДПГ – самой крупной партии. Но там нет «номера один» или даже «номера два», который мог бы прийти на место действующего канцлера. Не надо забывать и тот факт, что под именно руководством Шольца социал-демократы одержали победу и пришли к власти. Такого не было уже давно. Внутри партии он имеет очень значимый вес.

«Нет оснований и для того, чтобы проводить какие-то внеочередные выборы, – подчеркнул Николай Топорнин. – Да, повысились цены на бензин, увеличилась инфляция, упал курс национальной валюты, но ответственность за эти проблемы можно переадресовать институтам Европейского союза. Чем там занимается глава Еврокомиссии? Что делает председатель Совета ЕС?

Важно понимать, что и отставка может производиться разными способами. Она может быть добровольной, когда сам канцлер пишет заявление о том, что слагает с себя полномочия. Тогда встает вопрос о новом лидере. Опять придется выбирать главу кабинета, вести переговоры, заключать коалиционное соглашение, проводить голосование в парламенте. Либо же какая-то из партий выходит из коалиционного соглашения – тогда у оставшихся автоматически теряется большинство в нижней палате. И в этом случае оппозиция в любой момент может поставить вопрос о вотуме недоверия. Как только действующее правительство его получает, президент изыскивает возможность для формирования нового устойчивого правительства. Если он видит, что никто его создать не может, а страна в этом нуждается, тогда он объявляет внеочередные парламентские выборы. И начинается новая кампания.

Однако сейчас оснований для проведения такой кампании тоже нет. Любая кампания – это трата денег и отвлечение внимания действующих министров от более серьезных вопросов. И, как я уже сказал, никто из коалиции не изъявлял желание ее развалить. Наоборот, все настроены на решение насущных проблем».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру