Названы причины раздражения Белого дома Эрдоганом: «Головная боль»

Администрацию Байдена взбесили не только кадры лидера натовской страны с коллегами из России и Ирана

Несмотря на помощь в достижении сделки о вывозе украинского зерна, президент Турции Эрдоган остается головной болью для Байдена, встревожив американских чиновников на других фронтах. Это касается и отношений с Россией и Ираном, и событий в Сирии, и ситуации внутри НАТО.

Администрацию Байдена взбесили не только кадры лидера натовской страны с коллегами из России и Ирана

Когда в пятницу Россия и Украина достигли соглашения о разблокировании экспорта украинского зерна, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сыграл роль доброжелательного государственного деятеля, пишет The New York Times.

Сидя рядом с генеральным секретарем Организации Объединенных Наций в османском дворце в Стамбуле, Эрдоган сказал, что сделка, которую Турция помогла заключить, принесет пользу «всему человечеству».

Администрация президента Байдена приветствовала это соглашение, которое могло бы облегчить глобальный продовольственный кризис, обострившийся из-за конфликта на Украине и блокады ее портов. И хотя представитель Белого дома похвалил Эрдогана за его усилия, в частном порядке турецкий президент остается источником серьезного раздражения для чиновников администрации Байдена.

За несколько дней до того, как председательствовать на соглашении о зерне, турецкий автократ, как его именует The New York Times, вновь предупредил, что он может наложить вето на планы НАТО принять в свои ряды Швецию и Финляндию в ближайшие месяцы, что поставит в весьма неловкое положение Североатлантический альянс и администрацию Байдена, в то время как они работают против России. А американский Конгресс в этом месяце выразил опасения по поводу сделанного Джо Байденом на мадридском саммите НАТО в прошлом месяце обещания продать Турции десятки истребителей F-16.

В минувший вторник Реджеп Тайип Эрдоган отправился в Тегеран для встреч с президентом Ирана Эбрагимом Раиси и президентом России Владимиром Путиным. По словам аналитиков, кадры двух главных соперников Америки вместе с Эрдоганом, лидера входящей в НАТО страны, противоречат западному нарративу о «глубоко изолированных» Тегеране и Москве.

Затем, в пятницу, представитель Белого дома вновь выразил озабоченность США по поводу угроз Анкары начать новое вторжение в северную Сирию против поддерживаемых США курдских боевиков, которых Турция считает террористами.

В совокупности, продолжает The New York Times, действия Эрдогана — и ограниченная способность Джо Байдена сдерживать их — подчеркивают уникальное положение турецкого лидера как военного союзника, который часто расходится с повесткой дня его западных союзников. Для официальных лиц США это часто сводящая с ума роль.

«Эрдоган — это, по сути, Джо Манчин из НАТО, — сказала Элизабет Шакелфорд, бывшая сотрудница дипломатической службы, имея в виду консервативного сенатора-демократа из Западной Вирджинии, который загнал Байдена в тупик во внутренней политике. – Он в нашей команде, но потом он делает вещи, которые явно не на пользу нашей команде. И я просто не вижу, чтобы это изменилось».

Но представители администрации Байдена говорят, что полное списание Эрдогана со счетов было бы обречено на провал. Положение его страны, находящейся на перекрестке Востока и Запада, имеет стратегическое значение и позволяет ему быть собеседником с еще более проблемными соседями — о чем свидетельствует зерновая сделка, которая создала демилитаризованный коридор через Черное море для сельскохозяйственного экспорта Украины.

Высокопоставленный американский чиновник сказал, что проблемное поведение Эрдогана во многом связано с его политической слабостью в Турции, где уровень инфляции в прошлом месяце вырос почти до 80 процентов. Надеясь отвлечь внимание от своей неуправляемой экономики, Эрдоган обратился к откровенным проявлениям национализма и демагогии по поводу угрозы со стороны Рабочей партии Курдистана (РПК) и курдских группировок в Сирии.

Крупные инициативы НАТО, такие как предлагаемое расширение альянса из 30 членов за счет Швеции и Финляндии, требуют единодушного согласия всех входящих в блок стран. В мае г-н Байден заявил, что надеется, что две североевропейские страны смогут «быстро» присоединиться к альянсу, что станет серьезным стратегическим ударом для России.

Но, напоминает The New York Times, Эрдоган выдвинул возражения, пожаловавшись на то, что оба потенциальных новых члена НАТО оказывали политическую и финансовую поддержку Рабочей партии Курдистана, которую Соединенные Штаты признали террористической организацией. Официальные лица США и НАТО обеспокоены тем, что запланированное расширение Североатлантического альянса может провалиться в результате, что станет крупной пропагандистской победой российского руководства.

Лидеры НАТО вздохнули с облегчением на своем саммите в прошлом месяце, когда Эрдоган достиг соглашения с лидерами Швеции и Финляндии, которые обязались действовать против террористических организаций и присоединиться к соглашениям об экстрадиции с Турцией, которая хочет привлечь к ответственности членов РПК, проживающих в этих странах.

Байден выглядел особенно благодарным за прорыв. «Я хочу особо поблагодарить вас за то, что вы сделали, чтобы уладить ситуацию в отношении Финляндии и Швеции», — сказал он турецкому президенту в присутствии журналистов.

В двухстраничном соглашении в общих чертах говорилось, что Швеция и Финляндия рассмотрят «ожидающие рассмотрения запросы Турции о депортации или экстрадиции лиц, подозреваемых в терроризме, оперативно и тщательно».

Но официальные лица Турции заявили, что ожидают экстрадиции более 70 человек. Остается неясным, согласятся ли Стокгольм и Хельсинки на эти требования и как отреагирует Эрдоган, если они не согласятся.

В прошлый понедельник Эрдоган предупредил, что он все еще может «заморозить» расширение НАТО, если его требования не будут выполнены.

Джон Байден также сказал Эрдогану в Испании, что он поддержал продажу 40 американских истребителей F-16, которые Анкара запросила прошлой осенью, наряду с технологическими модернизациями десятков истребителей, которыми турки уже владеют. Турции нужны эти самолеты отчасти потому, что администрация Трампа отменила планы по продаже стране передовых истребителей F-35 в 2019 году после того, как Эрдоган в ходе одного из своих наиболее сбивающих с толку, как пишет The New York Times, недавних шагов купил российскую зенитно-ракетную систему С-400 вопреки протестам США.

Байден отрицал, что предлагал самолеты, чтобы купить поддержку Эрдоганом расширения НАТО. «И в этом не было никакой услуги за услугу; мы просто должны были продать, — сказал он. – Но для этого мне нужно одобрение Конгресса, и я думаю, что мы можем его получить».

Одобрение Конгресса может и не быть данностью, отмечает The New York Times. И неясно, сможет ли Эрдоган заблокировать предложенное расширение НАТО, пока он не достигнет соглашения по самолетам F-16.

В этом месяце Палата представителей одобрила поправку к ежегодному законопроекту о военной политике, требующему от президента Байдена подтверждения того, что любая продажа истребителей отвечает жизненно важным национальным интересам Америки и что Турция не будет использовать самолеты для нарушения воздушного пространства Греции в Эгейском море.

Член Палаты представителей Крис Паппас, демократ от штата Нью-Гэмпшир и автор поправки, также упомянул покупку Турцией российской ракетной системы и двусмысленную позицию в отношении конфликта на Украине. Эрдоган назвал российскую спецоперацию «неприемлемой», но не присоединился к санкциям, введенным США и их союзниками в отношении России.

«Турция играла по обе стороны баррикад на Украине, — заявил конгрессмен Паппас. – Они не оказались тем надежным союзником, на которого мы могли бы рассчитывать. Я думаю, что администрация Байдена должна занять более жесткую позицию».

Как только Белый дом официально попросит Конгресс одобрить продажу самолетов, президенту Байдену потребуется поддержка других влиятельных членов, которые резко критиковали Эрдогана, в том числе председателя сенатского комитета по международным отношениям от Демократической партии Боба Менендеса.

Сенатор Менендес ранее задавался вопросом, входит ли Турция вообще в НАТО. А на слушаниях в прошлом месяце по предложенному расширению Североатлантического альянса он сказал, что действия Анкары, «стоящей на пути этого процесса, служат только интересам Путина».

Менендес также выступил в прошлом месяце с заявлением вместе со своим коллегой-республиканцем в Комитете по международным отношениям, сенатором Джимом Ришем. Он строго предостерег Эрдогана от угрозы вторжения в северную Сирию. В своем заявлении американские законодатели заявили, что потенциальное турецкое вторжение будет иметь «катастрофические последствия», угрожая проведению локальных операций против остатков «Исламского государства» (ИГИЛ – запрещенная в РФ террористическая организация. – «МК») и усугубляя гуманитарный кризис в Сирии.

Представитель Пентагона недавно присоединился к американским предупреждениям. «Мы решительно выступаем против любой турецкой операции в северной Сирии и четко заявили Турции о своих возражениях», — заявила в этом месяце в Вашингтонском институте ближневосточной политики Дана Строул, заместитель помощника министра обороны.

Некоторые из самых резких критиков г-на Эрдогана предупреждают о бесконечном цикле, в котором турецкий лидер добивается уступок от Соединенных Штатов и других союзников по НАТО, таких как новые истребители и более жесткая линия в отношении курдских ополченцев, только для того, чтобы ужесточить свои требования в будущее.

«Эти танцы вокруг F-16 — это дипломатия реактивных истребителей, и это маска того, что здесь происходит на самом деле, — утверждает Марк Уоллес, основатель «Турецкого демократического проекта», резко критикующей Эрдогана группы. – Хороший союзник — тем более хороший союзник по НАТО — не использует шантаж, чтобы получить то, что он хочет, в ключевые моменты истории альянса».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру