Над пропастью во лжи

Послания президента больше не ждут

Сегодня президент Владимир Путин обратится с посланием к Федеральному собранию. Если обычно ожидание этого послания составляло некую интригу — все гадали, что там будет сказано, кто привлекался для определения содержательной части, — то в этот раз никакой интриги не было. Особенно послания никто не ждал, журналисты лишь вяло спрашивали: “Когда же, когда?” Им вяло отвечали: “Когда надо”.


И вот в прошлую среду к вечеру неожиданно было объявлено: в понедельник. Все службы Кремля во многом сами оказались не готовы. Так, пресс-службе, чтобы успеть за один день получить заявки на аккредитацию, пришлось дать свои телефоны в вечерних информационных программах. После чего по этим телефонам позвонили все сумасшедшие города Москвы, и их пришлось срочно менять.

Столь высокая стремительность, как ни странно, объясняется тем, что работали над посланием опять-таки менее напряженно, чем раньше. Говорят, президента удовлетворил первый вариант, более-менее приближенный к желаемому. Он, в отличие от прошлых годов, не стал требовать многократной переделки, а сразу предложил “читать”.

Такое спокойное отношение к политической стратегии на год, провозглашение которой аж является конституционной обязанностью главы государства, объясняется довольно просто. Как в самом Кремле, так и за его стенами не могут не видеть: каждый год провозглашаются одни цели, страна же в целом движется в противоположную сторону. Как замечают многие чиновники и бизнесмены: “Ничего другого и не надо — давайте жить по посланиям и выполнять поставленные президентом задачи. Россия тогда уже имела бы другой темп роста экономики, да и вообще была бы другой страной”.

Разница между словами президента и обычным ежедневным течением дел так велика, что это послание, по данным “МК”, решено сделать максимально “политическим” и неконкретным. Основными сотрудниками, привлеченными Путиным для написания текста, стали его помощники: Шувалов, Сурков, Приходько. Референтура должна была лишь “записать” мысли Путина и его ареопага. Судя по составу авторов, послание должно быть вполне либеральным.

Несмотря на всю свою “неконкретность”, в послании должна содержаться достаточно резкая критика кабинета министров. Президенту просто невозможно пройти мимо факта, что правительство Фрадкова просто провалило все задачи, стоявшие в прошлогоднем послании (это, видимо, и стало причиной, почему нынешний документ изначально планировался максимально “общим”). По этому поводу, по некоторым данным, у Путина состоялся в среду весьма неприятный разговор с премьером. Фрадков после этой встречи приехал в Белый дом очень расстроенный. Конечно, критика правительства в послании не означает немедленной отставки кабинета. Но ясно, что шансы Фрадкова стать преемником падают. А значит, он и его правительство в любой момент могут быть выброшены на свалку. Случится это уже в мае или через год — зависит только от политического расклада.

Реальное значение этого послания, наверное, будет не больше, чем у предыдущих. То, что Путин во многом упустил процессы, идущие в стране, находит свое подтверждение постоянно. Только президент, явно пытающийся в последние месяцы сделать курс более либеральным, продавил (именно продавил) решение, что срок давности по приватизационным сделкам не должен превышать трех лет, как получил достойный ответ. Арбитражный суд Московской области по ходатайству налоговых органов направил в Конституционный суд запрос: а соответствует ли Конституции запрещение налоговикам проводить перепроверки со сроками, превышающими трехлетнюю давность?

Сейчас налоговые органы имеют по факту лишь одно ограничение: срок давности не превышает трех лет. И вот в отместку на ограничение своих прав, которое поддержал Путин, они решили через Конституционный суд добиться отмены главного ограничения. Понимая, что через правительство “по инстанции” действовать бессмысленно, налоговая служба пошла через Конституционный суд. То есть как орган “последней легитимности” решит, так и будет. И КС не отложил, как обычно, дело на полтора года, а рассмотрит его в мае.

Ясно, что такую невероятную наглость налоговая служба могла проявить только под прикрытием кого-то из ближайшего президентского окружения. И решение, например КС, по этому делу будет важнее всех посланий, вместе взятых. Если трехлетнее ограничение будет отменено, то абсолютно все бизнесмены окажутся на крючке. Передел собственности может быть легко продолжен. Косвенно же такое решение будет означать: окружение уже важнее президента, оно имеет самостоятельные политические и экономические цели помимо разделки ЮКОСа и способов присоединения “Роснефти” к “Газпрому”.

Этот один-единственный пример отлично иллюстрирует пропасть между витриной власти и сущностью проходящих процессов. Эта пропасть если не понимается, то чувствуется не то что игроками, а всем населением. И именно эта пропасть делает работу над посланием вялой, а ожидание его — спокойным.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру