Без дымовой завесы

Путин выбор сделал. Не окончательный

В мае 2000 года корр. “МК” удалось задать президенту Путину вопрос, который волновал тогда многих: “Кто придет в “Газпром” на место Вяхирева?”. У Путина в тот день было отличное настроение. Взглянув на табличку с моим именем, глава государства неожиданно строго ответил: “Саша, а вам не стыдно задавать такие вопросы?”. Я хоть и смутился, но промямлил что-то вроде “а чего?”. Но Путин уже продолжал: “Неужели вы думаете, что я отвечу на такой стратегический вопрос, ответ на который может сказаться на общем положении России?”.


Все рассмеялись, действительно, надежда выпытать у ВВП ответ на важнейший кадровый вопрос — разве не утопия? Воля президента до последнего должна оставаться загадкой…

А буквально через месяц “Газпром” возглавил Алексей Миллер, близкий к Путину еще по Петербургу и за полгода до этого назначенный замминистра энергетики. И вот что удивительно: решение Путина должно было быть очевидным с самого первого момента появления Миллера в Минэнерго. Но ни один аналитик этого не предсказал, и назначение Миллера выглядело полной неожиданностью. Этот случай я вспомнил потому, что в нем отражена путинская метода кадровых решений. Они не носят спонтанного, взрывного характера. Более того, Путин придумывает достаточно простые схемы “подводки” нужного человека к нужной должности. Просто делает это тихо, без фанфар. И когда все случается, многие удивляются “кадровым решениям”, хотя намерения президента были спрятаны неглубоко.

Конечно, когда ВВП должен выбрать себе преемника, он должен быть особенно осторожен и рассудителен — ставки слишком высоки. Но Владимир Владимирович немало говорил о качествах, которые он хотел бы видеть в своем сменщике. Со слов президента мы знаем, что он должен быть молодым, современным, но иметь опыт госработы. Без слов можно было догадаться, что этот человек должен быть предан Путину, воспринимать его как главного человека если не в своей жизни, то в карьере. Он должен сохранить уважение к бывшему шефу, когда станет главой страны. Путину необходимо быть уверенным, что его преемник честно выполнит перед ним все взятые “на берегу” обязательства и будет советоваться с ним по ключевым решениям. Также можно было догадаться, что нынешний президент захочет, чтобы в следующем президенте ощущалась бы скрытая “военная косточка”, которая позволила бы ему ладить с силовиками и особенно с армией…

В общем, был понятен очень широкий ряд требований к соискателям. И нет никаких оснований утверждать, будто президент лукавил, когда говорил о своих предпочтениях. Просто аналитики традиционно шли от схем в своей голове, а не от жизни.

А в жизни, если смотреть на нее без фантазий, конечно, невозможно найти стопроцентное попадание в заданный образ. И Путину в итоге придется пойти на компромисс, отдать предпочтение одним важным качествам над другими. Но также можно сказать, что именно Дмитрий Медведев и Сергей Иванов больше других совпадают с портретом “идеального преемника”, который сложился в голове у ВВП. А вместе они как раз и являют такой портрет, но это, впрочем, уже из Гоголя.

Дмитрий Медведев, пожалуй, единственный человек в нынешнем высшем руководстве страны, чья карьера развивалась за последние годы по заранее объявленному сценарию. Еще в 99-м, отвечая на вопросы авторов книги “От первого лица”, Владимир Владимирович честно сказал, что потенциально именно Медведева видит главой своей администрации. Летом 2000-го, общаясь с журналистами, специально сказал, что доволен, как Медведеву удалось справиться с обязанностями, пока Александр Волошин был в отпуске. Путин тогда особо отметил, что найти общий язык с такими опытными и сильными исполнителями — это очень трудно. Но Медведев смог, и президент этому рад. Тогда же он представил Медведева как первоклассного, талантливого юриста.

В 2003-м, когда Кремль покинул “монстр рока” Александр Волошин, вообще ни у кого не возникло вопроса, кто может прийти ему на смену. И это притом что у многих руководителей администрации и амбиций хоть отбавляй, и отношения с президентом тоже выстроились нормально. Просто решение президента изначально было всем очевидно. Кстати, сам Волошин считал назначение Медведева наилучшим вариантом.

Через два года стало понятно — Медведев в целом ситуацию удержал. Именно администрация осталась самым мощным органом власти в стране. Более того, Медведев не позволил никому “оттереть” себя от шефа. А это очень важно. В итоге через год стало заметно, что Дмитрий Анатольевич “учится” на глазах. Встречаясь с журналистами, он старался честно говорить о самых разных аспектах, и становилось ясно: он понимает масштаб проблем и не склонен к “простым решениям”. К весне этого года Медведеву с помощниками удалось подготовить очень прогрессивное и правильное послание президента. А чуть позже Медведев сумел одержать и важнейшую кадровую победу. Несмотря на контригру тандема Сечин—Фрадков, Медведев добился назначения Владимира Якунина на пост руководителя РЖД. А “обойти” уже ставшего живой легендой Игоря Сечина в подобных стратегических вопросах давно никто не мог. Также Медведев скептически относился ко многим прожектам Фрадкова, и именно у него находили поддержку министры-либералы.

О степени доверия президента к Медведеву говорит и то, что именно он возглавил совет директоров “Газпрома”. Именно Медведев стал ответственным секретарем Совета по национальным проектам. А собственно осуществление этих национальных проектов и должно быть главным, что произойдет в России в ближайшие годы. Что должно повысить уровень жизни практически каждого гражданина и тем самым обеспечить плановость перехода власти в 2008 году.

Люди, работающие с Медведевым, отмечают, что кроме любви к галстукам его отличает системность. Он не предложит проект, написанный “на коленке”. Он скорее медленно будет отрабатывать детали и деталюшечки, прежде чем выйдет с “предложением наверх”. Потеря темпа смутит его меньше, чем недоработанность предложений. В этом смысле он “идеальный чиновник”. Он не станет воевать с “ветряными мельницами” и всегда постарается учесть расклад сил по конкретному вопросу. А уж мнение и даже настроение шефа — обязательно. Как следствие, есть и результат. Путин не скрывает, что очень доволен работой Медведева.

То, что сейчас Дмитрий Анатольевич назначен первым вице-премьером, конечно, не гарантирует, что он уже точно станет преемником. Для этого ему надо пройти испытание на новой публичной должности, добиться успеха. Ясно, что в первое время его будет “страховать” Фрадков, на которого в первую очередь будут сыпаться все шишки. Но все-таки Медведеву предстоит потянуть все национальные проекты, а поэтому во многом взять все правительство в свои руки, а это непросто.

Но кое-что стало очевидным. Центр политической жизни впервые за последние шесть лет перемещается из Администрации Президента в правительство. Осуществление национальных проектов — главный аспект жизни страны. И главное: назначение Медведева и “уравновешивание” его Ивановым — это никакая не дымовая завеса, якобы предназначенная скрыть истинный замысел Путина. Это честное предложение двум фаворитам постараться дорасти до вершины, удачно познакомить страну с собой, своей работой. И прежде всего это относится к Медведеву. Если бы Путин мог, то сделал бы это более скрыто. Но беда в том, что из тени в президенты не избираются. И у ВВП есть убежденность, что он сумеет прикрыть своих кандидатов от противодействия “неудачников”, которое — можно не сомневаться — началось уже вчера.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру