Договор дороже нефти

"Путин и Лукашенко не найдут общего языка"

  Вчера Путин и Лукашенко долго “висели на проводе”, обсуждая друг с другом по телефону энергетический вопрос. Пресс-служба белорусского главы сообщила, что “найден компромисс, который позволит разблокировать сложившуюся тупиковую ситуацию, в том числе и касающуюся транзита российской нефти”. Между тем на сайте Кремля информация была гораздо более скупой — поговорили, мол, по инициативе белорусской стороны. И все.
     Означает ли это, что Батька пошел на попятный? Есть масса примеров того, как компромиссы по-лукашенковски оказывались пшиком. Взять хотя бы историю с единой валютой: Александр Григорьевич каждый год рапортовал, что рубль в Белоруссии введут “до конца года”. Годы шли, а рубля в Минске все не было. А в ноябре 2005-го, когда “Газпром” собрался повышать цену на газ для белорусов, это повышение отложили как раз до 1 января 2007-го — после личного вмешательства ВВП и при условии, что Минск поделится акциями “Белтрансгаза” с “Газпромом”. Но несколько дней назад белорусы заявили, что совместному предприятию раньше 2010-го не бывать. Так что компромисс компромиссом, но варианты развития событий остаются самыми разными.
     
     Кто прав, кто виноват в конфликте Белоруссии и России — “МК” попытался разобраться с помощью экспертов.
     
     Станислав БЕЛКОВСКИЙ, политолог.
     — Белорусская сторона утверждает, что повышение цен на газ и введение пошлин угрожают ее суверенитету. Какая тут связь?
     
— Никакой. Повышение цен на газ — это повышение капитализации акционерного общества “Газпром”. Дело в том, что те лица, которые принимают решение о поднятии цен, являются акционерами “Газпрома” и для них очень важен рост капитализации естественной монополии в преддверии смены власти. Никакой политической подоплеки в повышении цен нет вообще.
     — Но в Белоруссии говорят, что рост цен приведет к разрушению Союзного государства России и Белоруссии.
     
— Де-факто это так и есть. Но опять же — нет прямой связи между ценами и крушением союза. Еще несколько лет назад было понятно, что Путин и Лукашенко не найдут общего языка, что это не те два лидера, которые могут строить совместное государство.
     — Неужели финансы одной, хоть и большой, компании важнее, чем строительство Союзного государства?
     
— Лично я считаю, что союз важнее. Но что касается мотиваций президента Путина, то я уже сотни раз говорил, что он не политик, а бизнесмен. И сегодня в этом можно в полной мере убедиться.
     — А так ли уж нужен России союз с Белоруссией?
     
— В этом проекте была известная доля блефа, поскольку ни Москва, ни Минск не были готовы поступаться властью. Но тем не менее пока существовало Союзное государство, существовало и постсоветское пространство с центром в Москве, а значит, Россия была региональной державой. С крушением Союзного государства Россия становится обычным государством, не имеющим никакого влияния даже в собственных регионах.
     — А нужен ли союз с Россией самому Лукашенко?
     Ему союз нужен был изначально, поскольку он был источником легитимности собственно Лукашенко-режима. Поначалу народ Белоруссии не понимал, что есть самостоятельное государство. И Лукашенко объявил: его проект — это восстановление СССР в миниатюре. На этом он строил свою внутриполитическую доктрину и был популярен. Однако в прошлом году он дал твердо понять, что начинает строить национальное государство, а не восстанавливать СССР. И это значит, что на сегодня Союзное государство ему не нужно.
     
      Михаил МАРГЕЛОВ, председатель Комитета по международным делам СФ.
     — Белоруссия утверждает, что действия России направлены на подрыв ее суверенитета. Так ли это?
     
— Подъем цен на природный газ к политическому суверенитету Белоруссии никакого отношения не имеет. Президент Лукашенко на своем посту, Витебская дивизия ВДВ верна своей присяге, над госучреждениями Белоруссии реют национальные флаги. Россия долгое время политически прикрывала руководство Белоруссии всюду, где это можно, то есть отстаивала ее суверенитет. Утверждение белорусского руководства о покушении “Газпрома” на суверенитет — это странное прочтение рыночных отношений. Думаю, наоборот, переход на более или менее рыночные цены в торговле природным газом — это уважение к суверенитету Белоруссии. Разве можно быть суверенным, существуя на дотации? Президент Путин давно сказал о практичности российской внешней политики, так что переход на рыночные отношения на постсоветском пространстве был объявлен заблаговременно. И на пространстве этом действует принцип: кто не спрятался — я не виноват.
     — Защитники белорусской позиции говорят, что все идет к разрушению Союзного государства. Может быть, Москва к этому и стремится?
     
— Переговоры о Союзном государстве превратились в занятие бесконечное и обременительное. И не по вине России. Потому что, чем дольше переговоры эти идут, тем щедрее разного рода преференции Минску со стороны Москвы. Союзное государство существует пока главным образом в проектах. Тем не менее не думаю, что, подняв цены на газ, Россия простилась с идеей такого государства. Москва, наоборот, за полноценный союз — например, за общую валюту, против чего неизменно выступает белорусское руководство. В отличие от Минска Москва хотела бы союза между народами, а не между бюрократией двух стран. Если же вернуться к подъему цен на газ, то марксистски мыслящему руководству Белоруссии должна быть знакома формула, согласно которой “политика есть концентрированное выражение экономики”.
     
      Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований:
     — Вариант развития событий номер один: полная и ожесточенная торговая война. Номер два: сядут, возьмутся за головы, напрягут мозги, все заново посчитают-пересчитают и достигнут холодного компромисса. Вариант номер три: у Лукашенко тактически улучшатся отношения с Западом. Ведь неправильно люди думают, что Лукашенко прямо демон на Западе и его ждет место в тюремной камере. На самом деле его ненавидят там за былую пророссийскую ориентацию. Если Лукашенко вдрызг рассорится с Москвой, на Западе, скривившись, ему пожмут руку.
     Но я могу уверенно сказать, чего точно не будет: Батьку не свергнут. Он достаточно популярный политик в своей стране, у них там чисто, а по телевизору не показывают наркоманов и проституток. Зря многие в России сейчас кричат: да приползет на коленях! Такое уже было после развала СССР, тогда так же кричали, но никто ведь не приполз, а наоборот, уползли в сторону Запада. Не случится и возвращения к прежней модели, когда мы фактически субсидировали белорусскую экономику. Мы хоть и братские народы, но табачок должен быть врозь. Тем паче что нет ведь никакого союзного государства, нет единой валюты...
     
      ЧТО ПИШУТ ЗАПАДНЫЕ СМИ
      “Утверждать, что Кремль спровоцировал этот кризис только тем, что повысил цены на газ, было бы несправедливо. В конце концов, почему рядовые россияне должны платить за энергопотребление другого государства?” (The Financial Times).
     “Карая Белоруссию, Путин не должен забывать о том, что он наказывает и поляков, отношения с которыми и без того натянуты, и своих друзей немцев, хотя на снисходительность последних можно рассчитывать” (Le Monde).
      “То, что делают российские компании — читай: Российское государство, а именно президент Владимир Путин — с зависимыми от их поставок нефти и газа государствами, имеет мало общего с экономикой. Это произвол, шантаж и политика силы без применения пушек” (Der Tagesspiegel).
     “Не надо быть зомби “холодной войны”, чтобы увидеть, что Евросоюз был весьма самодоволен насчет своей энергетической безопасности. Секретные агенты были правы. Их предупреждение, что Кремль может использовать энергетику как рычаг международной политики, было преждевременным, но тем не менее верным. Они были правы насчет необходимости развивать и продвигать поставки норвежского газа” (The Times)
      “Европа в последние годы практически ничего не сделала, чтобы выступить единым голосом относительно растущей авторитарности режима Путина, и сделала слишком мало, чтобы усмирить жестокую диктатуру Александра Лукашенко” (The Financial Times).
     
      ЧТО ПИШУТ БЕЛОРУССКИЕ СМИ
     “Иногда трудно понять: то ли поведение России отдает варварством и дикостью из-за того, что у нее нет союзников, то ли у России нет союзников из-за ее нахальной, циничной и скандальной манеры вести свои международные дела?.. Делами своими она уже в который раз доказывает: союзники ей не нужны, а нужны только деньги”. (Агентство БЕЛТА.)
     “Введением пошлин Россия нарушила ряд межправительственных соглашений. Беларусь от своих обязательств не отказывалась, продолжает выполнять их и сейчас. Платеж за прокачку нефти по белорусским трубопроводам позволяет ввести национальное законодательство о внешнеэкономической деятельности, которое, кстати, полностью унифицировано с российским и отвечает нормам, принятым ВТО”. (Замминистра юстиции Белоруссии Игорь Тушинский в интервью газете “Республика”.)
     
      АНЕКДОТ ДНЯ
     Дома у Александра Григорьевича Лукашенко такой же обычный телевизор, как и у всех белорусов. Только пульт особенный: когда он переключает каналы или выключает телевизор, то же самое происходит по всей стране.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру