Америка—Китай, Россия — вылетай

До Минобороны не доходят сигналы из космоса

   Ну вот мы и дождались. То, о чем так долго спорили в Европе, России и США, становится реальностью: американцы размещают на территории Чехии и Польши свои противоракетные базы. По версии США, новая система ПРО строится для защиты от стран-изгоев — Ирана и Северной Кореи.
     Правда, из Европы далековато следить за Северной Кореей. Зато, считает командующий Космическими войсками генерал-полковник Владимир Поповкин, “станция в Чехии с заявленной дальностью обнаружения в 4—4,5 тыс. км позволит видеть наши объекты стратегических ядерных сил в европейской части России и на Северном флоте”.
     Развертывание новых военных баз нарушит стратегический баланс сил на континенте не в пользу России. На днях этот баланс нарушил еще и Китай. Сбив баллистической ракетой свой старый спутник, он объявил всему миру, что тоже обладает возможностями ПРО.
     
     На днях Китай всполошил весь мир, когда в ночь на 12 января с космодрома Сичан в провинции Сычуань запустил баллистическую ракету. В космосе на высоте 865 км она уничтожила старый китайский метеоспутник “Феньюнь-1С”, выведенный на орбиту еще в 1999 году.
     Известно об этом эксперименте стало лишь в прошлую пятницу, после того как о нем объявили США. По их данным, три предыдущие попытки КНР были неудачными. Последняя удалась. И теперь Китай может громко заявить о своих военных амбициях в космосе, показав, что способен уничтожать спутники и других стран.

     
     Совершенно очевидно, что этот эксперимент в первую очередь был посвящен США. Он показал, что китайское оружие может представлять серьезную угрозу для американских спутников-шпионов, которые размещены на орбитах той же высоты, что и китайские “разведчики погоды”. В зоне досягаемости китайских ракет теперь находятся военные спутники связи, GPS-спутники, используемые для навигации, а значит, для разведки, управления войсками, наведения и целеуказания. Кроме того, часть спутников, размещенных на этой высоте, является компонентом системы противоракетной обороны (ПРО), которую создают США, что сразу ставит под сомнение ее развертывание.
     Китай уже давал понять США, что обладает противоспутниковым оружием. По данным издания Defense News, он уже облучал лазерной пушкой американские спутники-шпионы видовой разведки Key Hole, когда они пролетали над его территорией. Вашингтон об этом долго молчал, не желая ссориться с Китаем, так как в тот момент требовалось его давление на Северную Корею и Иран по вопросу их ядерных программ. Но недавно это официально подтвердил директор Национального управления космической разведки США Дональд Керр.
     Теперь Китай использует свои космические победы, чтобы выставить Америке условия по ограничению использования космоса в военных целях. КНР инициирует в ООН созыв международной конференции, которая могла бы предотвратить космическую гонку вооружений. Но США выступают против этого, утверждая, что гонки вооружений в космосе нет.
     В некотором смысле они правы: что за гонка, если бежали они в одиночестве? Россия не в счет, тут она давно в аутсайдерах. А вот появление такого “бегуна”, как Китай, может сделать космическую гонку вооружений вполне реальной и быстро поменять расстановку сил, где США до сих пор являлись лидером.
     
     Космос — 51-й штат Америки
     
     Арабское радио спрашивают: “Почему до сих пор не запустили космический корабль с арабским космонавтом?” Арабское радио отвечает: “Корабль создан. Космонавт готов. Дата старта и программа полета не разглашаются. Сообщаем лишь название аппарата: “Шахид-1”.
     Недавно в США была принята новая космическая доктрина (National Space Policy). Она предусматривает, что Штаты не будут больше подписывать международных соглашений, которые могли бы ограничивать их военные космические планы. Они также не будут пускать в космос “враждебные силы”. Кто к ним относится, решать США планируют самостоятельно. В доктрине сказано: “Свобода действия в космосе так же важна для США, как мощь в воздухе и на море”.
     Свободу США в космосе действительно с каждым годом ограничивает все большее число стран. Сейчас уже 15 государств могут самостоятельно производить космические запуски, и порядка сорока, даже таких, как Нигерия, имеют собственные спутники.
     Еще в январе 2001-го комиссия Рамсфельда (в то время он был министром обороны США) опубликовала доклад. В нем говорилось, что распространение ракетных и космических технологий вскоре позволит даже коммерческим структурам и террористам сбивать космические аппараты и выводить на орбиты “спутники-убийцы”: “Если США хотят избежать космического Перл-Харбора, они должны серьезно отнестись к вероятности таких атак”.
     После этого доклада конгресс США резко увеличил расходы на “военный космос”. В 2002 году Пентагон получил $15,7 млрд., в 2004-м уже $20 млрд., а к 2008 году ему обещано $28,7 млрд. А в армии США началась крупномасштабная реформа штабных структур под управление войсками на случай космической войны. В 2004-м в стратегическое командование США (US Stratcom) было включено космическое командование (US Space Command) и образовано объединенное стратегическое командование (Joint Strategic Command). В нем создан единый штаб оперативного и боевого управления военно-космическими операциями и глобальными ударами (JFCC-SGS).
     Теперь “космические” штабы создаются на базе космического командования ВВС со штатом в 600 человек, в ВМФ, командовании Спецопераций и Стратегических перебросок. Причем в случае проведения США глобальных ударных операций новому штабу (JFCC-SGS) должны подчиняться не только боевые командования США, но и гражданские космические агентства.
     Понятно, что такие приготовления к космическим войнам не могут не вызывать беспокойства, в том числе и у Китая. Для России, недавно имевшей в космосе бесспорное военное преимущество, это еще и серьезный удар по амбициям.
     
     Звездные войны начали мы
     
      Готовится к запуску новый американский спутник. На стартовой площадке у ракеты сидят две вороны. Первая: “Взлетит!” Вторая: “Не взлетит!” Ракета взлетает и взрывается. Первая: “Это ты накаркала!” Вторая: “Служу Советскому Союзу!”
     Работы по созданию космического оружия и США, и СССР вели, несмотря на принятую в 1967 году ООН Конвенцию об исследованиях и использовании ближнего космоса, которая разрешала использовать его только в мирных целях. США активно поддержали этот документ, так как СССР на тот момент гораздо дальше продвинулся в создании космических вооружений.
     Вот что рассказал об этом “МК” бывший командующий противоракетной и противокосмической обороной (конец 80-х — начало 90-х гг.) Вольтер КРАСКОВCКИЙ:
     — Над проблемой военных космических аппаратов мы работали с начала 60-х годов. К началу 70-х у нас был создан уникальный автоматический комплекс противокосмической обороны. Система называлась “истребитель спутников”. Американцев мы, конечно, не сбивали, уничтожали только свои отработанные спутники. Происходило это так. Назначалась мишень, по ней действовал спутник-истребитель, который на двухвитковом обороте производил сближение. Затем он выстреливал ракетой ближнего действия, в которой использовалась головка самонаведения, оснащенная осколочной боевой частью. За время испытаний с 1963 по 1982 год для отработки этой системы было выведено 40 космических аппаратов: 20 в качестве мишеней и 20 в качестве перехватчиков. Американцы научились решать подобные задачи лишь через 15 лет после нас. Мы же по решению генсека Андропова с 1983 года работы над этой системой прекратили, стремясь показать американцам пример демилитаризации космоса и, предлагая им следовать за нами. Но они за нами не пошли.
     Как рассказывают военные, к 80-м годам СССР умел уже и “глушить”, и “слепить” любые объекты, и даже опускать спутники на Землю. Выглядело это примерно так: запускался космический аппарат со спутником. На орбите он отделялся и состыковывался со спутником-шпионом, специальная рука-манипулятор захватывала его и помещала внутрь спускаемого аппарата, который приземлялся в нужном районе. Утверждают, что так исчезли с орбиты даже некоторые американские аппараты-шпионы.
     США только в 1985 году провели первые успешные испытания противоспутникового комплекса. Это был истребитель F-15, который “забирался” в стратосферу и пускал ракету по космическому объекту, расположенному от Земли на высоте до 1000 км. В качестве ударной космической силы США рассматривали даже шатл с лазерным оружием на борту.
     У России тоже были подобные проекты, но с начала 90-х военным космосом в стране практически никто не занимался.
     
     И первые стали последними
     
      Парад на Красной площади. Голос комментатора: “Сегодня впервые в параде участвуют космические силы России. Присмотритесь — над площадью пролетают наши военные спутники. Видите? Нет? Но все равно: ура, товарищи!”
     После сообщения американцев о том, что КНР баллистической ракетой поразила спутник, российский министр обороны Сергей Иванов, который по долгу службы обязан быть в курсе таких событий, сказал: “Комментировать там особо нечего. Слухи сильно преувеличены. Я слышал такие сообщения на этот счет, и они достаточно абстрактны. И очень боюсь, что они не имеют под собой той основы — противоспутниковой. Опасаюсь, что это не так, а может быть, даже не опасаюсь, а хорошо, что это не так”.
     Такая оценка в первую очередь говорит о том, что у нас самих с военным космосом далеко не все в порядке. К сожалению, верить в этом вопросе американцам имеется больше оснований. В октябре 2001-го именно они, а не мы засекли из космоса украинскую ракету ПВО, сбившую над Черным морем “Ту-154”. Когда в Буша на митинге в Тбилиси кто-то бросил гранату, США представили снимок со спутника, по которому этого человека нашли. О массовых пусках северокорейских баллистических ракет, упавших прошлым летом на Дальнем Востоке у наших границ, тоже первыми сообщили американцы.
     Это все говорит о серьезных возможностях их космической разведки. Из 480 действующих космических аппаратов США свыше ста чисто военные. Многие гражданские спутники также выполняют задачи в интересах Пентагона. А вот когда нам говорят, что космическая группировка России (военная и гражданская) состоит из 100 спутников, то обычно умалчивают, что 80% из них устарели или выработали свой ресурс. Фактически это просто космический мусор. Остальные, рабочие, — это в основном спутники связи, то есть просто ретрансляторы сигналов.
     Еще в конце 80-х у США и СССР было по 200 штук. Однако за прошедшие годы российская орбитальная группировка сильно деградировала, американская же, напротив, выросла более чем вдвое. К тому же американцам удалось создать аппараты, которые служат на орбите 10—15 лет. Срок службы большинства российских спутников — 2—3 года. Причем у нас практически нет спутников наблюдения. Во всей группировке — только 2 аппарата дистанционного зондирования Земли, один из которых — “Монитор-Э” — работает с перебоями.
     При этом мы, естественно за деньги, регулярно запускаем на орбиту чужие спутники разведки. В последние месяцы отправили в космос “шпионов” Великобритании, Китая, Ирана, Израиля, а сейчас готовим запуск еще нескольких — по программам Terra-SAR и SAR-Lupe для Германии.
     Китайские испытания могли бы засечь с земли и наши радиолокационные станции (РЛС) системы ПРО. Но, судя по реакции министра обороны, их не увидела ни РЛС в Сары-Шагане, ни под Иркутском… Весь китайский регион могла бы прекрасно отследить РЛС в Красноярске, которая раньше входила в систему раннего предупреждения о ракетном нападении. Но ее уничтожили по требованию США еще при Горбачеве. Остатки системы ПРО остались только вокруг Москвы. На остальной территории России мы практически “слепы”. И теперь вынуждены говорить, что слухи о китайской ПРО “сильно преувеличены”. Иначе придется признать, что свои собственные успехи в этой области мы тоже слишком преувеличиваем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру