Журналисты хотят изменить выборные законы
Как не стать заложниками “черного пиара”?
Участники согласились с тем, что год предстоит сложный: региональные мартовские выборы, за ними — парламентские и президентские. В игру вступает “черный пиар”, то есть, как отметил глава комиссии Общественной палаты Павел Гусев, — “действия, которые трудно отлавливаемы” и с которыми “должна работать целая система противодействия”. “Мы становимся игрушками в руках различного рода грязных деятелей”, — констатировал Гусев. Он сообщил, что Общественная палата защищала и будет защищать журналистов “в их правой работе и деятельности от неоправданного и ненужного давления”. Но и сами журналисты должны “всегда помнить о той ответственности, которая на них лежит”.
Депутат Госдумы Владимир Плигин дал ряд советов правильного поведения во время предвыборной гонки. Например, помнить о постановлении Верховного суда, согласно которому СМИ имеют полное право на критику политических и госдеятелей. А последним он рекомендовал собирать четкую законодательную базу, прежде чем обвинять СМИ в клевете. И в качестве анекдота привел историю: британские парламентарии выиграли суд против газеты, которая назвала половину из них дураками. Газета опубликовала опровержение: “Половина английского парламента не является дураками”.
Со стороны законодателей депутат обещал составить “примерный договор” между СМИ и кандидатами, в котором будет закреплено, что всю ответственность за опубликованную информацию несет именно кандидат.
Глава ЦИК Александр Вешняков разъяснил норму, согласно которой запрещена критика кандидатов: она касается только агитационных роликов в телеэфире и не затрагивает теледебатов. То есть возможность критиковать оппонента сохраняется.
В итоге на конференции приняли резолюцию, согласно которой предлагается ряд корректировок в избирательное законодательство — например, внести большую ясность по поводу ответственности СМИ за содержание агитационных материалов. Также предлагается унифицировать во всех регионах нормы, связанные с проведением жеребьевки, по которой определяются даты и время выхода в эфир и в печатных изданиях агитационных материалов. Эта резолюция будет направлена в Комитет Госдумы по конституционному законодательству. Как пояснил “МК” глава комитета Владимир Плигин, вполне вероятно, что корректировки будут внесены к парламентским выборам.