ВТО? Где? Когда?

Чего ждать нашим вкладчикам от прихода иностранных банков

  Судя по заявлениям российских властей, наша страна уже одной ногой в ВТО. Самые долгие и сложные переговоры с США по доступу на российский рынок товаров и услуг вроде бы завершились. Мы отказали американцам в возможности открытия на нашей территории филиалов иностранных банков. Однако, как признался глава Минэкономразвития Герман Греф, Россия взяла на себя обязательства вернуться к данному вопросу через несколько лет. И не исключено, что в обозримом будущем любой россиянин сможет иметь счет в зарубежном банке, удобно разместившемся на территории нашей страны. Однако поможет ли это нам приумножить свои сбережения быстрее, чем в России, где депозиты не радуют доходностью, — большой вопрос.
     
     Первый месяц нового года расстроил российских вкладчиков. Депозиты в рублях, долларах и евро вне зависимости от сроков вложений показали отрицательную реальную рублевую доходность. Все дело в высокой инфляции, которая в январе составила 1,7%. По данным центра макроэкономических исследований “БДО “Юникон”, номинальное укрепление доллара к рублю позволило вкладам в американской валюте оказаться наименее убыточными. В зависимости от сроков вложения их покупательная способность снизилась на 0,36—0,62% (в среднем по 15 ведущим российским банкам). А вот вклады в евро обесценились гораздо больше — на 2,02—2,27% в зависимости от срока вложений.
     Подзаработать в январе вообще было сложно. Даже цены на жилье в Москве практически не выросли, что отразилось в снижении реальной рублевой доходности вложений в недвижимость на 0,68%. Впрочем, эти цены и так заоблачные. Так, граждане, купившие квартиру год назад, не прогадали, — реальная рублевая доходность их вложений составила 57,7% годовых. Для вкладчиков ПИФов, которые составили свой портфель из ценных бумаг нефтяных компаний (а таких около половины), январь принес одно расстройство. Акции упали вслед за мировыми ценами на нефть. Так что границы их доходности в январе составили: от –5,92% до 3,77% для фондов смешанных инвестиций, от –8,88% до 10,56% для фондов акций, от –2,42% до 2,58% для фондов облигаций.
     Как же сохранить и приумножить свои деньги? Особенно с учетом того, что большинство россиян весьма консервативны и предпочитают простые банковские депозиты. Многие сразу вспоминают слова героя Ильфа и Петрова: “заграница нам поможет”. Но сулит ли присоединение к ВТО “золотые горы”?

Из ВТО в ОЭСР

     Сейчас в России запрещена работа прямых филиалов иностранных банков. Помимо этого существует квота для объемов инвестирования иностранцев нашей банковской системы. То есть не более 50% от уставного капитала всех российских банков. Во время двусторонних баталий с США пришлось, правда, пойти на уступки, согласившись через 9 лет пустить на наш рынок филиалы иностранных страховых компаний. В течение ближайших 6 месяцев Герман Греф пообещал завершить многосторонние переговоры по вступлению в ВТО, чтобы к концу года наконец сбылась мечта министра.
     Вроде бы наши банкиры успокоились. Но тут как гром среди ясного неба прозвучало заявление того же Грефа: “В рамках переговоров по ВТО мы взяли на себя обязательство рассмотреть вопрос о доступе филиалов иностранных банков в ходе переговорного процесса по присоединению к ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития)”. Зачем нам в эту организацию — вопрос отдельный. Глава департамента МЭРТа Максим Медведков утверждает, что это “клуб развитых стран” (в том числе с переходной экономикой), членство в котором “позволяет осуществлять осознанную макроэкономическую политику”. Также между его членами есть “соглашение, которое предусматривает либерализацию движения капиталов”. В его рамках страны-участницы могут решать проблемы налоговой конкуренции, вырабатывать правила допустимой поддержки сельского хозяйства и т.д. Но проблема в том, что все страны ОЭСР (кроме Мексики) допускают филиалы иностранных банков на свою территорию. То есть и нам придется.
     Впрочем, даже без всякой ОЭСР Россия вынуждена будет вернуться к этому вопросу. По словам Медведкова, это произойдет уже в рамках будущих переговоров о вступлении в ВТО. А это может быть и через 7, и через 10 лет. Дело в том, что примерно раз в десять лет между всеми участниками ВТО проводятся общие переговоры, и условия соглашений могут меняться. Нынешние начались в 2001 году. То есть на самом деле уже через 4 года для России все может начаться сначала. А возможно, и раньше. Ведь двусторонние протоколы Россия подписала пока только с 56 странами ВТО из 150. То есть 94 государства еще могут подкинуть нам подлянку. Как это недавно сделала далекая Камбоджа (правда, ее интересуют поставки текстиля и экзотических овощей и фруктов). Или Грузия, которая отозвала свою подпись (грузин, впрочем, волнует наша таможня, которая не пускает мандарины). Впрочем, в МЭРТе заявили, что никаких обязательств пускать филиалы банков Россия на себя не брала. И сделает это лишь тогда, когда наш банковский сектор окрепнет.

Стоит ли бояться филиалов?

     Упорство американцев, по мнению ряда аналитиков, было “политическим”. Не что иное, как ответные действия на размахивание Кремля “энергетической дубинкой” в Европе и СНГ. США прекрасно знают, что Россия нервничает, что Украина может опередить ее во вступлении в ВТО, и уж тогда наша страна будет вынуждена по-другому решать с “самостийной” те же “газовые вопросы”. Другими словами, иностранцы заинтересованы в открытии у нас прямых филиалов, но не до такой степени, чтобы “костьми лечь”. Напомним, что сегодня в России работают “дочки” зарубежных банков. И продолжают скупать наши кредитные конторы.
     Кстати, слияниями и поглощениями активно занимаются и наши крупные коммерческие банки. Рынок укрупняется как бы с двух сторон. Только в прошлом году было заключено несколько крупных сделок по покупке пакетов банковских акций иностранными компаниями. “Продаться готовы” и банки “второй сотни”, а также региональные банки, которые понимают, что могут не выдержать конкуренции. А вкупе с принятым законом о минимальном размере капитала для банка, который должен быть не менее 5 млн. евро, регулярные “прополки” банковских рядов Центробанком оставляют им мало шансов на выживание.
     Но пока российские власти боятся пускать иностранных банкиров. Все помнят, как во время кризиса 1998 года импортные инвесторы быстренько вывели свои активы с нашего финансового рынка за пару дней. Кроме того, для Кремля отчасти это тоже вопрос политический. Ведь если к нам нагрянут заморские толстосумы, он не сможет контролировать все банковские финансовые потоки. А вдруг эти “империалисты” что-нибудь недоброе задумают! Ну там “демократию финансировать” и т.п. К тому же Центробанку РФ будет практически невозможно надзирать за ними, что ставит под угрозу стабильность российской банковской системы. По словам Медведкова, опыт ряда стран Восточной Европы, где присутствие иностранного капитала в финансовом секторе очень высоко, показывает, что зарубежный капитал иногда диктует центральным банкам этих стран, какую политику проводить. При этом сумма общих активов российских банков существенно отстает даже от рынков Восточной Европы, не говоря о Западной и США, где этот показатель составляет от 60% до 100% ВВП (в России около 50%).
     Вдобавок на импортные филиалы не распространяется наше банковское законодательство. И власти боятся, что с помощью этой лазейки недобросовестные российские “отмывочные” банки, с которыми сейчас идет битва не на жизнь, а на смерть, просто уйдут в офшоры. Учитывая, что там налогов не платят, проценты российским вкладчикам будут обещаны щедрые. Но понятно, что в случае чего денег днем с огнем не сыщешь.
     На это Россия пойти не может. Возможно, правительство сможет радикально “перелопатить” нынешнее законодательство и нормативную базу Центробанка, чтобы разрешить доступ иностранным филиалам в Россию. Но с ограничениями и условиями. К тому же существует много вопросов. Например, как будет работать для таких филиалов российская система страхования вкладов.

Вклады не для “простых смертных”

     Так чего ждать рядовым россиянам от иностранных банков? К сожалению, вкладчикам особо радоваться нечему. Ведь ставки по депозитам у них, как правило, ниже российских. Да и у наших банков они будут опускаться. Сигналом явилось решение Центробанка, который 29 января в очередной раз понизил ставку рефинансирования на 0,5 процентного пункта, на этот раз — до 10,5%.
     Впрочем, многие аналитики считают, что наши банкиры пересмотрят свою процентную политику по вкладам. Ведь с увеличением потока дешевых займов из-за рубежа крупные российские банки уже не будут так заинтересованы в привлечении средств населения. “Деньги народа” получатся для них слишком дорогими. Впрочем, эта новость порадует тех, кто любит брать в долг. Ведь обратная сторона этого процесса — возможное снижение ставок по кредитам.
     Что уж говорить о “дочках” иностранных банков, которые имеют возможность привлекать еще более дешевые ресурсы у своих “материнских” структур. Им наш простой вкладчик также становится все менее интересен. По данным Агентства по страхованию вкладов, в III квартале 2006 года темпы прироста вложений в них впервые за долгий период наблюдений опустились ниже среднего показателя по банковской системе — до 3,1%. В предыдущие периоды “дочки” демонстрировали прирост в три раза выше, чем в среднем по банковской системе (порядка 30% в год). Получается, иностранные банки теряют позиции на рынке вкладов физлиц. Дело в том, что “дочки”, занимающие до 70% объема депозитов россиян в иностранных банках, снизили ставки по вкладам, которые в итоге стали неконкурентоспособными на нашем рынке. К примеру, если средний размер ставки по полугодовым вкладам российских банков порядка 9% в рублях, то в западных больше 7% днем с огнем не найти. Ставка по валютным вкладам соответственно 6% и 4%. Так что многие специалисты сомневаются в том, что, если Россия пустит на рынок прямые филиалы, они начнут “битву за простого вкладчика”, снижая ставки по вкладам.
     А вот что касается кредитов, тут ситуация иная. Аналитики прогнозируют рост конкуренции в сфере кредитования со стороны иностранцев. Особенно долгосрочного и ипотечного. Ведь низкая ставка по кредиту, как правило, предполагает невысокую ставку по вкладам...
     Иностранцы не боятся давать кредиты под относительно невысокие проценты, так как не испытывают таких проблем, как наши. Уже сейчас, по неофициальным данным, доля просроченной задолженности по экспресс-кредитам достигает 20—25%, а по потребкредитам — 10—15%. Кредитовать в необходимом объеме отечественную промышленность наши банки не могут. Крупные российские игроки предпочитают занимать за границей. А наши довольствуются частными заемщиками и “слабыми” предприятиями.
     Так что некоторые специалисты предлагают российским банкирам особо не бояться открытия филиалов. Ведь даже сегодня любой иностранный банк может кредитовать нашу компанию, не заводя в России “дочку” (кредитовать физлицо в России без “дочки” нельзя).
     По данным Базельского банка международных расчетов (BIS), остаток трансграничных ссуд иностранных банков российским частным компаниям уже сейчас оценивается в 15—20 млрд. долларов. При этом общий объем кредитов (в рублях и в валюте), выданных нашим предприятиям российскими банками, составляет на сегодня порядка 40 млрд. долларов. И это неудивительно. Обычный кредит выдается иностранным банком на срок 1—3 года под 4—8% годовых на сумму от 100 млн. долларов и выше. Мало кто из наших банкиров способен на это. На заседании президиума Госсовета РФ в конце прошлого года даже президент Путин забеспокоился, отметив, что уже к настоящему моменту (еще до вступления России в ВТО) на долю нерезидентов приходится до 40% кредитных услуг, предоставляемых в стране.
     Словом, есть надежда, что российские банки под давлением конкуренции перестанут завышать ставки по кредитам. Тем более недавно ЦБ выпустил положение, согласно которому банки обязали с июля раскрывать реальную стоимость кредитов. А Минфин разработал законопроект “О потребительском кредите”, который также требует от кредитора представлять полную информацию об условиях кредита: реальной процентной ставке, порядке ее начисления, штрафных комиссиях и пене. Главные “революционные” изменения гласят, что заемщики теперь смогут отказаться от оформленного кредита и вернуть его обратно в банк без каких-либо объяснений в течение двух недель после получения денег, заплатив банку лишь проценты за период пользования. Кроме этого Минфин хочет предоставить заемщику возможность досрочно гасить весь кредит или его часть без взимания штрафных санкций.
     В общем, когда иностранные банки почувствуют себя на Руси действительно вольготно, то скорее всего самым выгодным для россиян вариантом станет следующая цепочка действий: вклад оформлять в отечественном кредитном учреждении, а вот кредит брать у иностранцев. В плюс не в плюс, а “в ноль”, может, удастся выйти.
     
     СПРАВКА "МК"
     С 1 января 2007 года вступили в силу поправки, предусматривающие уравнивание в правах российских и иностранных резидентов при вхождении в капиталы российских банков. Отныне для всех будет действовать разрешительный порядок — при приобретении более 10% акций кредитной организации и уведомительный — при приобретении от 1 до 10%. До этого для резидентов эти ограничения составляли 5 и 20% соответственно, а для нерезидентов требовалось разрешение при приобретении любого количества акций.
     
     Как ставка рефинансирования влияет на доходность по вкладу
     Те вклады, доходность которых превышает эту ставку, подпадают под налог на доходы физлиц (35%). Кстати, изменение ставки никак не влияет на валютные депозиты — с 2004 года для вкладов в евро, долларах и прочей валюте установлен “порог” в 9% годовых, превышение которого влечет налогообложение по ставке 35%.
     
     Доходность в январе 2007 года (%)
     Наличные сбережения
     В долларах -0,92
     В евро -2,54
     В рублях -1,7
     Обезличенные металлические счета (золото) +1,04
     
     Доходность за год (%)
     Банковские вклады, открытые год назад
     В долларах -7,12
     В евро -0,78
     В рублях +1,13

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру