Оппозиции испортили репетицию

Выборы в регионах: графологи против Явлинского, чиновники против пекарей

  11 марта в России случится репетиция “больших” выборов — в 14 регионах будут голосовать за местных депутатов (к урнам ждут около трети россиян). В чем особенность этих выборов — попытался разобраться “МК”. Без проблем зарегистрироваться смогли лишь четыре партии. Все они имеют фракции в Госдуме — это “Единая Россия”, “Справедливая Россия”, ЛДПР и КПРФ...
     
     Напомним, что графы “Против всех” не будет. Вообще не придете на участок? Не проблема. Из 14 регионов в 10 нет порога ограничений по явке...
     Интрига номер один — как поделят голоса “Единая Россия” и “Справедливая”. Вторая — удастся ли демократам показать хоть какой-нибудь результат в тех провинциях, где им “дозволили работать”…
     
     СПРАВКА "МК"
     В прошлом году в ходе региональных выборов в 17 регионах России отказ в регистрации или отмена регистрации применялись 25 раз в отношении 11 партий.

СПС: проблемы с деньгами и булками

     После успеха СПС на прошлогодних выборах в Пермском крае сын этой суровой земли, лидер капиталистов Никита Белых решил повторить кампанию уже в нескольких регионах. Но СПС не допустили к выборам в Дагестане, Вологодской, Псковской и Тюменской областях (в Самарской области после разбирательств в ЦИК партию все же “восстановили в правах”).
     Поводы порой были самые анекдотичные. Например, в Псковской области кандидату отказали, потому что в его трудовой книжке было написано: “Пекарь х/б изделий 4-го раз.”. В избиркоме так и не поняли, что х/б — это хлебобулочные изделия, а “раз” — это разряд… Другому кандидату было отказано, потому что его диплом о высшем образовании потерялся, а архивная справка из института не подошла… А в Тюменской области правых сняли из-за того, что в регион так и не поступили деньги на так называемый “избирательный залог”. Белых же уверяет, что средства были посланы, однако “там, видимо, намеренно сообщили неправильные банковские реквизиты”.
     Пока же эспээсовцы написали открытое письмо Путину, в котором просят его исключить из законов нормы, позволяющие отменять регистрацию списка, выдвинутого партией на федеральных, региональных и местных выборах.

“Яблоко”: не так подписались

     “Яблоко” сняли с дистанции в Ленинградской, Орловской, Псковской областях и в Дагестане. Официальная причина — брак в подписных листах.
     Питерский избирком нашел 35 подписей, которые, по их мнению, были поддельными. Яблочники возмутились и привезли на разбирательство в ЦИК 8 человек, которые клялись-божились: “Да, это наши подписи, вот наши паспорта, данные не фальсифицированы”. Кроме того, соратникам Явлинского удалось привезти 27 нотариально заверенных писем от остальных подписантов, чьи автографы также были признаны поддельными. Но эксперты-графологи безжалостно постановили: подписи — подделка. Примечательно, что все эти эксперты были приглашены из Министерства юстиции и МВД (глава ЦИК Александр Вешняков назвал их “независимыми”). Сейчас яблочники готовят документы в Верховный суд. А Григорий Явлинский заявил: “Мы расцениваем случившееся как выполнение прямого политического заказа”.
     
     МЕЖДУ ТЕМ
     Выборы — предприятие не для бедных. Каждая партия имеет свой избирательный фонд. В этом году, согласно официальным документам, поданным в ЦИК, самой богатой партией признана “Справедливая Россия” (229 миллионов рублей). Кстати, на прошлогодних октябрьских выборах совокупный фонд “Родины”, Партии пенсионеров и Партии жизни составлял 77 миллионов. На втором месте “Единая Россия” (194 миллиона), “бронза” у капиталистов — СПС на выборы потратит 162 миллиона рублей.

Мнение эксперта
Станислав БЕЛКОВСКИЙ, политолог

     — В чем, по-вашему, причина того, что партии снимают с дистанции, а потом где-то восстанавливают, а где-то — нет. В чем логика?
     — Эти выборы показывают, сколь существенны разногласия между федеральными структурами и региональными лидерами, — в ходе предвыборной кампании многое тайное становится явным.
     Возьмите, например, ситуацию в Дагестане, где местные боссы дезавуировали кремлевские обязательства перед КПРФ, сняв коммунистов “с пробега”. Потом дагестанским коммунистам удалось договориться с региональными властями и восстановиться.
     Весенние региональные выборы показывают, что власти регионов отказываются отвечать по обязательствам даже — страшно сказать — перед Администрацией Президента, и требуют, чтобы партии и политики, стремящиеся оказаться в региональных заксобраниях, брали на себя прямые обязательства перед местной администрацией.
     — Можно ли уже сказать, не дожидаясь официальных результатов этих выборов, что оппозиция обречена?
     — Традиционная системная оппозиция — КПРФ, “Яблоко”, СПС — неотвратимо уходит с политической сцены. Надежды лидеров этих партий, что они “все равно” будут нужны Кремлю, не оправдались. Их готовы использовать разве что в качестве партий-сателлитов, чаще всего не давая реального выхода на оперативный политпростор.
     Я вижу две важные тенденции в судьбе этих придворных оппозиционеров. Федеральное руководство “старой” оппозиции тяготеет к сдаче в пользу “Единой России”, в то время как региональный актив стремится встроиться в “новую оппозицию” — от пропутинской (“Справедливая Россия”) до радикально антикремлевской (“Другая Россия”). Вторая тенденция: в регионах “старая” оппозиция оказывается относительно успешной только там, где региональные структуры радикализируются и де-факто идут против линии федерального руководства.
     Это означает, что “старая” оппозиция рушится не только под внешним давлением, но и в силу внутренних центробежных тенденций. Ее структурам суждено стать составной частью оппозиции новой.
     — Какие тенденции вы видите в борьбе двух “партий власти”?
     — На прошлых региональных выборах, осенью 2006-го, единороссы недооценили “эсеров”. И просчитались.
     Забавно, что в условиях нарастающей конкуренции с “эсерами” единороссам приходится в ряде случаев прибегать к оппозиционной риторике. Таким образом, борьба двух партий власти увеличивает градус критики этой самой власти, способствует политической конкуренции и свободе слова и в этом смысле благотворна для России.
     В неистовой схватке “ЕР” и “СР” на мартовских выборах особо важны некоторые регионы, в частности, Санкт-Петербург. Если “Единая Россия” получит большинство в Заксобрании Северной столицы, она сможет выкручивать руки лидеру Сергею Миронову, требуя от него беспрецедентных уступок в обмен на очередное выдвижение в Совет Федерации. Если же обе партии придут к финишу “ноздря в ноздрю”, в питерском ЗакС и вовсе может сложиться оппозиционное большинство во главе с “СР”. А это станет трагическим сигналом уже для единороссов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру