Чиновников заставят открыть рот

Гражданам будет легче получить доступ к “бюрократической” информации

Вчера Совет Федерации одобрил очередные поправки к закону “О СМИ” и закон “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления” — оба касаются расширения прав граждан на получение различных сведений от чиновников.

Наиболее “прорывным” специалисты считают второй из этих законов (о нем “МК” подробно писал в номере от 21 января). Например, председатель думского Комитета по информполитике г-н Комиссаров подчеркивает: теперь чиновник обязан в течение 30 дней ответить на запрос любого гражданина, причем не важно, был запрос подан в устной или письменной форме. Если ответа не последовало — чиновника могут наказать, а если сокрытие сведений нанесло ущерб здоровью — даже посадить. Закон должен вступить в силу с 1 января 2010 года.

Между тем председатель комиссии Совфеда по информполитике Людмила Нарусова обратила внимание на то, что чиновники очень любят понятие “секретность”. Секретную информацию они предоставлять не имеют права. Но что такое “секрет” — зачастую будут решать они сами. Кроме того, как заметила г-жа Нарусова, еще в 2006 году был принят закон, согласно которому за чиновничью информацию нужно платить. Закон “Об обеспечении доступа…” этой нормы не отрицает. В нем уточняется, что объем информации, которую власть обязана предоставлять бесплатно, и порядок взимания платы за остальное должно определить Правительство РФ. “Если вопрос о плате не будет четко прописан в законе, то это сведет на нет все наши законодательные усилия по обеспечению прозрачности власти”, — сказала на обсуждении Нарусова.

Среди других недочетов сенаторы отметили то, что в законе присутствуют понятия “официальный сайт” и “доменное имя”, однако нигде в действующем законодательстве не записано, что это такое. То есть применять эти статьи будет сложно.  В документе говорится и о том, что государственный орган вправе отказать в предоставлении информации, если она опубликована в СМИ или Интернете. Но будут ли чиновники давать соответствующие ссылки гражданам?

“Закон вышел половинчатым, — заявил “МК” секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов. — Он предоставил гражданам право получать информацию, а у чиновников по-прежнему остается масса возможностей, чтобы ее не давать”.

Тем не менее сенаторы проголосовали за эту инициативу единогласно, так же как и за поправки к закону “О СМИ”, дающие журналистам право требовать информацию у органов местного самоуправления. Смысл этих поправок объяснил Михаил Федотов: “В законе “О СМИ”, который был подготовлен в 1991 году, говорилось, что государственные органы обязаны предоставлять информацию СМИ. Но в принятой после этого Конституции нет такого понятия, а есть “органы государственной власти” и “органы местного самоуправления”. И муниципальные власти сплошь и рядом пользовались тем, что о них ничего не сказано, и отказывали в предоставлении информации. Теперь эта лазейка закрыта”.

Михаил Зубов.

Между тем на днях президент Франции Николя Саркози поддержал инициативу, с которой выступили французские СМИ. Каждый молодой гражданин Франции получит на восемнадцатилетие годовую подписку на одно из главных французских печатных ежедневных изданий по своему выбору. При этом абонемент оплатят издатели, а доставку — государство.

Подарочная подписка должна приучить молодежь читать прессу, заявил Саркози. “Я сомневался в этом вопросе из-за веса, который имеют у этих поколений цифровые носители информации. Мне казалось противоречивым пытаться привлечь молодежь субсидиями, а не качеством содержания”, — отметил президент. Но поскольку издатели выступают с новаторскими предложениями, соединяющими Интернет и бумажные массмедиа, Саркози согласился, что при таких условиях результат может быть положительным.

Еще более существенным шагом со стороны Саркози стали меры по материальной поддержке французских печатных СМИ. Если в прошлом году на поддержку газет и журналов государство выделяло 8 млн. евро, то теперь 70 млн. К тому же государство потратит 20 млн. евро в год на свою рекламу в печатных СМИ. Всего в ближайшие годы на помощь газетам и журналам Франция выделит 600 млн.

Андрей Яшлавский.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру