“Царь-тандем” против хаоса

Медведев и Путин — это Кутузов сегодня

“Все действительное — разумно”, — сказал Гегель. Поэтому, когда мы сталкиваемся с чудесами, всегда стоит поискать объяснения. Одним из главных политических чудес начала года стала невероятная устойчивость рейтингов президента Медведева и премьера Путина. Все опросы, фокус-группы, исследования общественного мнения, проведенные в разных регионах, разными компаниями и центрами, по заказу и без заказа властей, говорят об одном и том же. Люди стали жить хуже, они больше нервничают, не слишком доверяют министрам по отдельности и правительству в целом, губернаторам и политическим партиям, законодательным собраниям областей и Думе с Советом Федерации… Но президент и премьер не теряют пунктов доверия. Самые широкие круги населения не связывают свои неприятности с их работой, с их компетентностью. Скорее, по мнению огромного большинства, они, словно Кутузов из толстовского романа “Война и мир”, ничего плохого не допустят, ничему хорошему не помешают.

В своем романе классик сам удивлялся, почему именно Кутузов, несмотря на все свои слабости, сластолюбие, царедворство и т.д., стал выразителем народной идеи. Удивлялся и не дал объяснения. В случае с Медведевым и Путиным, пожалуй, разгадать их “тефлоновость” попроще. Люди действительно напуганы. Не то чтобы все понимают существующие риски, но кожей чувствуют — хаос совсем недалеко. Он буквально за поворотом. Сбежать и скрыться невозможно. И только такие громадные структуры, как государства, дают надежду, что удастся избежать крайностей, не допустить голода, холода и прочих ужасов. Что как-нибудь тихонечко выкарабкаемся…

Не то чтобы все готовы так сформулировать. Но чувствуют так очень и очень многие. Но ведь государство — это тоже люди. Доверять милиционерам, работникам управ и мэрий, депутатам разных уровней обыватель не может. Он сталкивается с их работой каждый день — они не защитят. Министры, которые не пойми чем занимаются и что делят вместе с госбанкирами, хоть, к счастью, находятся так далеко, что почти невидимы, тоже публику не вдохновляют. Ведь катавасия с падающим курсом рубля, останавливающимся производством, растущей безработицей так или иначе касается все большего круга людей. Не заметить этого, несмотря на все героические усилия ТВ, невозможно. Но ведь за все это отвечают как раз министры и губернаторы.

Вот и остается — подсознательно выводятся из-под удара только президент и премьер. Они находятся в той запретной зоне, где и остальные базовые ценности государственности — язык, границы, Кремль и т.д. Эти двое мужчин олицетворяют надежду на то, что государство устоит. Не позволит хаосу расправить крылья. И в случае крайней необходимости даже придет на помощь…

Конечно, такое коллективное бессознательное вовсе никак не соотносится с рассудком и трезвым взглядом на мир. Такое разделение министров от премьера, губернаторов от президента (а ведь они несут прямую ответственность за работу назначаемых и контролируемых ими высокопоставленных подчиненных) — это проявление подсознательного инстинкта самосохранения. Во время кризиса должны быть точки опоры. Отказаться от них — страшно и бессмысленно. Ведь в одиночку все равно не выплыть. А как надеяться на лучшее, если некому верить?

Поэтому, несмотря на растущие проблемы в экономике, несмотря на спорность некоторых решений правительства, неочевидность мотивировок власти по многим вопросам, связанным с решениями: кому жить, кому умирать, — рейтинги “тандема” будут стоять твердо. Что бы “тандем” ни делал. Пока государство в этой части земного шара хоть как-то выполняет свои функции, это не вопрос оценки работы Медведева и Путина. Это вопрос наличия инстинкта самосохранения у народонаселения.

Объективно подсознательная вера, будто Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович — это Михайло Илларионович сегодня, огромный плюс для всей конструкции. В условиях, когда риски действительно высоки, такое доверие является огромным ресурсом. Оно дает уверенность и управленцам разных уровней, которые не разбегаются в страхе от “прямого общения” с населением. И надежды самому населению. Именно это доверие есть тот фундамент, на котором и стоит государство. Ведь, говоря честно, никакой разветвленной, устойчивой, функционирующей политико-социальной системы в последние годы построено не было. Много фальшивых институтов прикрывали полную пустоту. Проблемы закидывались дешевыми деньгами, а конкуренция задавливалась административным ресурсом. В результате, когда пришел Юрьев день кризиса, ничего, кроме доверия лично к Медведеву и Путину, огромная государственная машина не родила. Впрочем, возможно, это входило в правила игры.

Однако если вспомнить 1998 год, то ситуация теперь выглядит более устойчивой. Во-первых, благодаря всеми проклинаемому Кудрину и сверхвысоким ценам на нефть у страны есть резервы. И хотя всегда есть бойцы, готовые прожрать их немедленно, общегосударственная заначка смягчает многие проблемы. А во-вторых, Борис Николаевич Ельцин, действительно пытавшийся построить что-то новое и поэтому олицетворявший бесконечные перемены, не мог играть роль всеобщего успокоителя. Медведев с Путиным, которые скорее олицетворяют отсутствие перемен и возвращение к вековым устоям, именно в момент кризиса оказываются очень полезны. Ведь борьба за стабильность превращается не в борьбу за застой, а в борьбу за выживание.

Поэтому к коллективному доверию к президенту и премьеру надо относиться бережно. Во всяком случае, пока продолжается “угрожаемый период”. Другого подобного резерва ставки в политической сфере просто нет. И это, конечно, с одной стороны, очень печальный итог прошедшего пятилетия. Много надувания щек, много демагогии и лжи — а сделано-то совсем мало. А с другой — надо радоваться тому, что есть.

Но если это так, если народ с таким доверием относится к обоим лидерам, то и лидеры должны невероятно четко и жестко осознавать свою ответственность. Будет просто подло разменять этот по сути безлимитный ресурс на политиканство с целью вечно находиться у власти. Или на концентрацию всех ресурсов страны только в руках своих друзей, доверенных лиц и т.д. Возможность, пока не поздно, выстроить отношения с зарубежными политиками и вместе с ними выиграть гонку против времени, променять на брутальное звяканье двумя бомбардировщиками, долетевшими до Венесуэлы. А серьезный разговор о происходящем подменять несбыточными программами, якобы рассчитанными на десятилетия вперед. (В какой горе газетного хлама сейчас можно найти “священную 2020”, принятую меньше полугода назад?) Конечно, и то, и другое, и третье можно легко себе объяснить создавшимся положением, интересами дела, мессианскими задачами, тем, что во всем виноваты американцы и т.д. Но в любом случае это будет размен чего-то очень крупного и настоящего на что-то мелкое и фальшивое. Хватит ли у наших лидеров сил без фарисейства отнестись к своей ответственности, либо нас с утроенной силой начнут кормить трепом о “модернизации”, “суверенной демократии” — это одна из важнейших развилок для России в период глобального экономического кризиса. Ведь, опираясь на ложь, надежного будущего не построить. Это должно стать одним из уроков кризиса.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру