26 мая

суббота

в Москве 02:00

регионы
 
Новости Политика Экономика Происшествия Общество Культура Наука Спорт Свежий МК
закрыть
 

И снова о Гайдаре...

Московский Комсомолец № 25264 от 28 января 2010 г., просмотров: 7219

Полемика вокруг статьи Лужкова и Попова продолжается

Статья Юрия Лужкова и Гавриила Попова “Еще одно слово о Гайдаре” (“МК” от 21 января) вызвала серьезный резонанс. В полемику с нынешним и бывшим мэрами Москвы вступили и политические, и экономические тяжеловесы. Сегодня наша газета публикует отклики на этот материал — как от обычных читателей, так и от представителей политического и экономического истеблишмента.

Олег СЫСУЕВ, бывший вице-премьер правительства РФ (1997—1998 гг.): “На мой взгляд, эта статья — еще одно доказательство величия Гайдара. Человека, который не проработал во власти и двадцатой части того времени, что один из авторов этой статьи, человека, обладавшего такими качествами, как скромность, бескорыстие и неумение хамить, — боятся, даже мертвого… Авторы говорят, что Гайдар выбрал худший из всех вариантов ухода от социализма. Но ведь не только участникам тех процессов, а вообще всем известно, что на ваучерной приватизации и раздаче всем сестрам по серьгам настаивали народные депутаты. На нефтегазовой игле страна сидела 30 лет и до Гайдара. Авторы статьи пишут, что Гайдар не учитывал структуру советской экономики. Ну как один из лучших экономистов-теоретиков и один из самых мужественных экономистов-практиков мог ее не знать? Но не это главное в статье. Там написано, что Россия всегда выступала с великодержавных позиций. На мой взгляд, страна не может быть великой, если для нее на первом месте оборонный комплекс и огромная, незаселенная, холодная территория, не человек — а некие железки и придуманные мифы. И главное для авторов — приоритет не величия человека, а величия государства. Причем — за счет подавления человека. А Гайдар хотел, чтобы наш человек, россиянин был свободным, здоровым, состоятельным, великим.  

Что касается фрагмента, где говорится, что Гайдара нам навязали США — это такая дремучесть! Мне казалось, что подобного рода мнения если до сих пор и существуют — то где-то на задворках КПРФ. Давно такого публично не слышал. Это просто каменный век, ей-богу!”

* * *

Владимир ПЛАТОНОВ, председатель Московской городской думы: “Дискуссия, которая поднялась после публикации статьи , мне кажется, пошла не в ту сторону. Очень жаль, что всё преподносят как нарушение нашей вековой традиции “о мертвых или хорошо, или ничего”. Если руководствоваться этим, то до сих пор мы бы молчали про Сталина, Хрущева, Брежнева, Пиночета, Наполеона… Дело в том, что эта статья не была попыткой негативно высказаться о том, кого уже нет. Это мнение людей, которые больше говорят о том, что происходит в нашем государстве. Бесспорно, у нас очень многое зависит от личностей, которые занимают очень высокие посты. И Гайдар в свое время принимал решения, которые были переломными, — переход от социалистической системы к недостроенному капитализму требовал огромнейших разрушений.  

Я понимаю, что в статье была высказана боль тех людей, которых не услышали, — было свое видение и у Юрия Лужкова, и у Гавриила Попова, что и как нужно делать. То, что из проводимых реформ была полностью выкинута социальная составляющая, — наиболее болезненно для всего государства. Во все времена у людей, которые критиковали, развенчивали культ личности,  основная задача была — говорить об ошибках. Это было необходимо для того, чтобы их больше не повторяли. Я уверен, что если бы и Лужкова, и Попова тогда услышали, смягчили бы многие тяжкие последствия, этой статьи сегодня бы не было”.

ОТКЛИКИ С САЙТА “МК”

“Гайдар дал всем самое главное, чего никогда не было в СССР, а именно — возможность, в широком понимании этого слова. Возможность уйти от рутины и начать работать на себя. Просто многие трусили и не верили, что рыночная экономика — это навсегда, и предпочитали сидеть и не высовываться, а теперь плачут, что их обокрали… Уж сколько людей полегло при строительстве социализма (и от голода, и от репрессий, и от войн) — не сосчитаешь. А почему же строительство капитализма должно было обойтись без потерь? Это же тоже революция. Марина”.

* * *

“Вот как оценивали в 90-е годы “реформы” Гайдара экономисты с мировым именем. Майкл Интрилигейтор, профессор экономики, Калифорнийский университет, 1996 г.: “Шоковая терапия”, начавшаяся в январе 1992 г., была попыткой России совершить переход к рыночной экономике. Соответствующая программа, составленная Егором Гайдаром при поддержке западных экономистов, Всемирного банка и МВФ, начала реализовываться вскоре после распада Советского Союза. “Шоковая терапия”, однако, не стабилизировала экономику, а привела к сочетанию спада и инфляции, по своим негативным параметрам выходящему далеко за рамки “стагфляции”, как ее трактуют на Западе. Нынешняя “российская Великая депрессия” является гораздо более тяжелой, чем в США в 30-х годах. С 1992 г. по 1996 г. произошел колоссальный спад промышленного производства — на 55% по сравнению со спадом в 35% во время Великой депрессии 1929—1933 гг. в США…
Один нынешний рубль стоит менее 1/2000 рубля 1991 г., когда “шоковая терапия” еще не началась. Эта долгосрочная инфляция уничтожила сбережения и не дала возможности подняться среднему классу, являющемуся основой любой нормальной политической и социальной системы… В то время как жизненный уровень падает, мало что осталось от системы социальной безопасности. В результате этих провалов нанесен огромный урон главным активам России — ее человеческому капиталу и природным ресурсам”. Русский”.

* * *

“Гайдар был своеобразным идеалистом от экономики, ВЕРИВШИМ в свои научные построения. Ему повезло в том смысле, что у него появилась возможность провести глобальный эксперимент не на бумаге, а в жизни. Ни один ученый от такой возможности не откажется. Но полный разрыв с планово-тупой совковой экономикой, а еще больше с ментальностью “понемногу, зато поровну” гладко пройти не мог. Другой вопрос, можно ли было все сделать лучше — безусловно. Это вина и Гайдара, и его сподвижников. А на кого, собственно, он мог опереться? Практически у власти осталась та же самая партийно-советская бюрократия, только поменявшая рубашки с красных на красно-бело-синие. Gamajun”.

* * *

“Это первый материал, где аргументированно дается роль Гайдара в построении модели, в которой нас всех вынуждают не жить, а выживать. И которая довела в прошлом великую державу до унизительного состояния. За такую статью спасибо авторам. Тем более что было так много последнее время материалов о “великом демократизаторе — Гайдаре”. Неизбежно статья будет некоторым как кость в горле. Это те, кому реформы Гайдара принесли богатство или власть. Но их жалкие проценты. Русский Иван”.

* * *

“В январе 1993 года у нас в Москве родилась младшая дочка, и социальные программы действовали, молочная кухня работала, и нас, несмотря на отсутствие прописки, обслуживали. Мы приехали сюда после увольнения из армии (Закавказье). Не было ни жилья, ни родственников, ни знакомых. Закончили курсы, крутились, работали, бывало, что и на улице торговали, снимали квартиру и выжили. Было трудно, но был драйв, хотелось жить, развиваться, страна менялась на глазах, было чувство свободы, ощущение, что все зависит от тебя, твоей инициативы. Все кончилось в “нулевых”, вернулись безысходность, серость и подавленность. От нас уже практически ничего не зависит ни в экономике, ни в политической жизни. Виталий”.

* * *

“Отсутствие товаров в магазинах, километровые очереди. Вместо зарплат и пенсий — бумажки ничем не подкрепленные и т.п. Такая ситуация в стране имеет научное название — скрытая инфляция. При которой практически невозможно оценить реальную стоимость денег и товаров. Гайдару удалось невозможное: он вытащил инфляцию “на свет”, превратил в обычную инфляцию, с которой можно бороться и побеждать. Только за это Гайдару можно поставить памятник. Был единственный способ сделать это — либерализация цен. Сразу же на полках появились товары...  

Пожалуйста: “Ограбил старушек!” — кстати, напомню, фраза эта относилась к денежной реформе В.Павлова, прошедшей немного раньше. Сбережения граждан “сгорели” намного раньше, когда скрытая инфляция набрала обороты, все деньги в стране обесценились. А потом, при Гайдаре и после, граждан грабил уже Верховный совет своими популистскими мерами, а не Гайдар…  

Если бы страна действительно верила во все то, что инкриминируют “ельцинскому правительству”, да разве же она проголосовала бы за Путина? Да никогда. Страна сделала свой выбор. История нас уже рассудила. Е.В.Кирсанов, экономист, г. Орехово-Зуево”.
газетная рубрика: СЕГО ДНЯ
теги: егор гайдар

Опубликуйте анонс материала в вашем блоге или скопируйте код для вставки.

 
 
 

Оставьте ваш комментарий

Войдите или зарегистрируйте уникальное имя и аватар!

Правила комментирования

картинка с кодом другая картинка

  • 0
    инженер
    27 января 2010 в 20:15

    Особенно "хороши" комментарии Платонова. Как может хвост ругать собаку.

    Ответить
  • 0
    77789
    27 января 2010 в 20:45

    В Ведомостях читаем "Статья Лужкова и Попова о Гайдаре вызывает оторопь и изумление". Если, что и вызывает оторопь и изумление, так это именно эта статья о статье. Сначала автор говорит, что это не по-христиански говорить негативно о мертвых, что уже вызывает легкое недоумение - проводить реформы, которые оставили миллионы нищими - это по христиански, а осуждать людей, которые эти реформы проводили - это не по-христиански. Далее идет традиционный припев, что Гайдар был в роли министра 13 месяцев. Опять если он за это время смог "заложить фундамент современной экономики", то почему кто-то должен верить, что за это же время он не мог развалить экономику страны - ведь ломать-то гораздо проще, чем строить. Потом автор традиционно набрасывается на авторов - мол, они - сами хороши, но опять-таки, только потому что авторы не самые честные политики, это не делает Гайдара хорошим реформатором. Затем автор, намекает, что хотя, возможно были люди, которые бы хотели возглавить реформы, но Гайдар был единственным, который не собирался оставаться у власти. На мой взгляд, этот тезис опять таке не говорит о мудрости Гайдаровских реформ, а скорее объясняет почему реформы были такие непродуманные - Гайдар не собирался оставаться у власти, ему было совершенно все равно, что там произойдет после него. Ему было важно провести эксперимент, а результаты его интересовали в чисто академическом плане. То что гайдар не стал миллионером, опять-таки не делает его хорошим реформатором. А уж про ответственность - это и вовсе смешно. О какой ответственности автор может говорить, если вся его статья направлена на то, что бы снять ответственность с Гайдара за последствия гайдаровских реформ? Получается, что за 13 месяцев Гайдар построил прочное основание для современной экономики России, но при этом он не несет никакой ответственности за недостатки этой экономики. В результате автор не опроверг ни одного утверждения статьи, а все его аргументы свелись к "сам дурак" и "не трогайте нашего Гайдара, своими грязными руками"

    Ответить
  • 0
    27 января 2010 в 22:27
    77789
    В Ведомостях читаем "Статья Лужкова и Попова о Гайдаре вызывает оторопь и изумление". Если, что и вызывает оторопь и изумление, так это именно эта статья о статье. Сначала автор говорит, что это не по-христиански говорить негативно о мертвых, что уже вызывает легкое недоумение - проводить реформы, которые оставили миллионы нищими - это по христиански, а осуждать людей, которые эти реформы проводили - это не по-христиански. Далее идет традиционный припев, что Гайдар был в роли министра 13 месяцев. Опять если он за это время смог "заложить фундамент современной экономики", то почему кто-то должен верить, что за это же время он не мог развалить экономику страны - ведь ломать-то гораздо проще, чем строить. Потом автор традиционно набрасывается на авторов - мол, они - сами хороши, но опять-таки, только потому что авторы не самые честные политики, это не делает Гайдара хорошим реформатором. Затем автор, намекает, что хотя, возможно были люди, которые бы хотели возглавить реформы, но Гайдар был единственным, который не собирался оставаться у власти. На мой взгляд, этот тезис опять таке не говорит о мудрости Гайдаровских реформ, а скорее объясняет почему реформы были такие непродуманные - Гайдар не собирался оставаться у власти, ему было совершенно все равно, что там произойдет после него. Ему было важно провести эксперимент, а результаты его интересовали в чисто академическом плане. То что гайдар не стал миллионером, опять-таки не делает его хорошим реформатором. А уж про ответственность - это и вовсе смешно. О какой ответственности автор может говорить, если вся его статья направлена на то, что бы снять ответственность с Гайдара за последствия гайдаровских реформ? Получается, что за 13 месяцев Гайдар построил прочное основание для современной экономики России, но при этом он не несет никакой ответственности за недостатки этой экономики. В результате автор не опроверг ни одного утверждения статьи, а все его аргументы свелись к "сам дурак" и "не трогайте нашего Гайдара, своими грязными руками"

    Давайте еще в честь этого "наимудрейшего" существа назовем какой нибудь НИИ, как в случае с Ельциным. Сейчас очень модно возвеличивать мразей.

    Ответить
  • 0
    27 января 2010 в 22:27
    Владимир
    Мы его ненавидели, ненавидели, ненавидели и его не стало...

    Правильно. После этих больше не о чем и говорить.

    Ответить
  • 0
    27 января 2010 в 22:31

    Правильно. После этих больше не о чем и говорить.

    Только на один всеми ненавидимый труп - приходятся тысячи трупов от голодной смерти!

    Ответить
  • 0
    На новенького
    27 января 2010 в 23:25

    Ну ничего вы не поняли, Статья не почему, а зачем, Идет попытка передела власти, а все остальное это антураж. Нет слов то, что сделал Гайдар это нечто. А почему вы думаете,что это сделал он. Ну конечно сделал этот консультант ЦК КПСС , но почему он там оказался да просто нужна была пешка , которая ничего не делала. а только исполняла.. И к стати желающим если хотите почитайте его диссертацию. Можно найти запросто. Он никогда не был рыночником никогда. Просто понадобилась абсолютно беспринципная особь, которая к тому же была абсолютно безвольна. Было задание развалить. Он и развалил. А те кто поет сечас диферамбы это те кто Н А Ж И Л С Я.

    Ответить
  • 0
    Валерий
    28 января 2010 в 00:34

    А стал зарабатывать. Нет, не в банде. И не владельцем палатки. Головой. Понимаю, не все могут. Инструмента нет...

    Ответить
  • 0
    Вл@д
    28 января 2010 в 01:10

    1. Инфляция в сотни и в тысячи процентов годовых... 2. Полный развал промышленности, а реально восстанавливаться она начала только в 2000-х. 3. Полное сворачивание инвестиционного процесса. 4. Криминализация ВСЕГО российского бизнеса. Вот это и есть – РЕАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ГАЙДАРА. То, что в его время в России ничего не строилось и не создавалось – это и есть основной памятник либералу-экономисту.

    Ответить
  • 0
    KKK
    28 января 2010 в 01:29

    Чем-то мне все эти статейки и обзоры, их компоновка, насчет отбеливания Гайдара напоминают шулера, у которого в каждом рукаве напрятано по 5 тузов и есть еще и куча карт и картишек на столе. И вот, когда он составляет обзор, он негатив и истинную картину забивает тузами и джокерами из рукавов (джокер, как известно, заменяет собой любую карту, в выгодную для игрока сторону)... Совсем изоврались... Но ничего не получится - правда, она все равно известна ВСЕМУ народу.

    Ответить
  • 0
    KKK
    28 января 2010 в 01:33
    Вл@д
    1. Инфляция в сотни и в тысячи процентов годовых... 2. Полный развал промышленности, а реально восстанавливаться она начала только в 2000-х. 3. Полное сворачивание инвестиционного процесса. 4. Криминализация ВСЕГО российского бизнеса. Вот это и есть – РЕАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ГАЙДАРА. То, что в его время в России ничего не строилось и не создавалось – это и есть основной памятник либералу-экономисту.

    Влад, вы забыли про мораль общества, молодежи, падение рождаемости и распад Хай-Тек, ВПК, армии и т.п... - как следствие или даже непосредственно.

    Ответить
Ещё 10 комментариев...
все
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           




Сегодня смотрят

Автовзгляд

Партнеры

Rambler

Объявления

24SMI


SMI2

Womanhit.ru

Охотники.ру

 

Армия

  • Штатам утерли нос ракетой

    Удачный запуск 23 мая поможет нам в решении проблемы ПРО

    Удачный пуск межконтинентальной баллистической ракеты, разработанной для РВСН, состоялся в среду с космодрома Плесецк (Архангельская область). Этот пуск в отличие от большинства других можно действительно расценивать как серьезную победу разработчиков российского ракетного оружия.

  • На спецназ положили с прибором

    Аппаратура для видения в темноте оказалась непригодной

    Халатность, окружающая сферу закупок для нужд подразделений силовых структур, стала нормой жизни. Месяца не проходит, чтобы подробности очередного скандала не всплыли в прессе. То еда у солдат тухлая, то лопасти с вертолета украдут. Однако до недавнего времени казалось, что спецназу всех мастей волноваться не стоит...

В Мире

  • Игра русских слов

    Партия власти вспомнила предвыборные лозунги, заодно поколотив оппозицию

    В четверг в Верховной Раде ожесточенно дебатировался законопроект «О принципах государственной языковой политики». Аргументации сторонникам и противникам предоставления русскому языку особого статуса явно не хватало, потому очередной парламентский день завершился заурядным депутатским мордобоем.

  • Врач, вычисливший Бен Ладена, объявлен предателем

    Суд приговорил его к 33 годам заключения

    Пакистанский врач Шакиль Африди, сообщивший американским спецслужбам местонахождение Усамы бен Ладена, обвинен в государственной измене. 23 мая суд провинции Хайбер-Пахтунхва приговорил его к 33 годам лишения свободы.

Россия

  • Путин и Медведев дали напутствие кремлевской администрации

    Беседа происходила за вином и на природе

    В подмосковной резиденции «Барвиха», также известной как замок Майндорф, 25 мая собралось все руководство страны. Бывшие министры, ставшие новыми помощниками президента, пили дорогие вина со своими преемниками.

  • Помирились ли Минобороны и Минпромторг?

    Версия «МК»: что стоит за контрактом на строительство пяти атомных подлодок типа «Борей»

    Контракт на строительство пяти атомных подводных лодок типа «Борей» между Минобороны и ОСК должен быть сегодня. Такое громкое заявление сделал новый министр промышленности Денис Мантуров журналистам перед совещанием у президента...

Партнеры