Поможет ли Софокл Пентагону?

В Америке театральная терапия лечит военных

В Америке театральная терапия лечит военных
Шестьдесят лет назад, в феврале 1950 года, началась творческая деятельность легенды отечественной журналистики Мэлора Стуруа, ныне работающего собственным корреспондентом в США. “МК” от всей души поздравляет Мэлора Георгиевича с юбилеем и желает ему крепкого здоровья и новых свершений!

Сразу же предупреждаю, заголовок — не шутка. Дело идет об очень серьезных вещах. Известная трагедия на военной базе Форт-Худ, где были убиты 13 солдат, резко обнажила проблему, с которой все больше и чаще сталкивается Пентагон. Солдаты, возвращающиеся из пекла Ирака и Афганистана, во все возрастающем количестве или кончают жизнь самоубийством, или становятся убийцами, иногда массовыми. На языке психиатрии это называется посттравматическим расстройством.  

Утопающий хватается за соломинку. Пентагон ухватился за великого древнегреческого трагика Софокла. Античные греки тоже были подвержены посттравматическим расстройствам, ибо не вылезали из войн. Лечились они, вызывая образы тех мифологических героев, которых терзали внутренние демоны. Это были в первую очередь Ахиллес, обезумевший от потери своего ближайшего друга, Филоктет, потрясенный изменой своих солдат, и Аякс, который, находясь во гневе, мог поднять меч на своих друзей.  

И вот Пентагон решил испробовать опыт древних греков на своих джи-ай. На это минобороны США ассигновало почти $4 млн. Была создана специальная артистическая труппа под названием “Театр войны”. Он должен совершить турне по пятидесяти военным базам. Репертуар “Театра войны” состоит из двух трагедий Софокла — “Аякс” и “Филоктет”. Театр уже выступил перед солдатами в Канзасе, в военной академии в штате Мэриленд, в Норфолке, штат Вирджиния, перед участниками конференции “Солдатская выдержка”.  

В “Аяксе” главный герой устраивает заговор с целью убийства греческих военачальников, которые опозорили его. Находясь в трансе, в который его ввергла богиня Афина, он кончает тем, что убивает животных, которых он принимает за своих генералов. Возлюбленная Аякса пытается привести его в чувство, но тщетно. Трагедия кончается тем, что обезумевший герой кончает жизнь самоубийством. В трагедии “Филоктет” греческие военачальники устраивают заговор, чтобы спровоцировать героя на штурм Трои. Филоктет разрывается от духовной и физической боли.  

“Театр войны” выступал в Нью-Йорке, на Манхэттене, перед солдатами, ветеранами, их семьями и сотрудниками Пентагона, в госпитале святого Винсента. Среди актеров, занятых в спектакле, были такие звезды, как Дэвид Стретхейрн, Джеффи Райт, Глория Рубен и Адам Драйвер, который раньше служил в морской пехоте. Фоном представления была история психиатра майора Нидаля Малик Хасана, убившего в Форт-Худе тринадцать солдат. Но имя его произносилось редко во время дискуссии, которая состоялась после показа трагедий Софокла. Тем не менее и зрители, и участники дискуссии ассоциировали трагедию Аякса с трагедией в Форт-Худе. Они говорили о том, что война подталкивает солдат на преступления.  

“Трагедия Софокла — это часть 2500-летней истории душевных и эмоциональных пыток, которые испытывают солдаты по сей день”, — говорил Стретхейрн, оскаровский номинант (он играл Эдварда Мэрроу в кинофильме “Доброй ночи и удачи”). Брайан Доэррис, писатель и режиссер, основатель “Театра войны”, предупреждает, что представления трагедий Софокла — это не сеансы психотерапии. Насколько эффективны эти представления, никакими клиническими тестами не изучалось. Он сам считает свой театр частью общественного здравоохранения, помогающего солдатам и их семьям “превозмочь стигму, которая сопровождает психические заболевания, демонстрацией того, что даже самые храбрые герои душевно страдали после боев”.  

С помощью театральных средств, говорит Доэррис, актеры предлагают солдатам и ветеранам “некоторые идеи и некоторый опыт для размышлений” в ситуациях, когда они не готовы делиться с другими своими мыслями. У самого Доэрриса уже есть опыт в этой области. Он ставил раньше спектакль “Проект Филоктет”, получивший высокую оценку в медиа.  

После спектакля состоялась дискуссия, которую провели врач-психиатр и ветераны далекой вьетнамской войны, а также иракской и афганской. Ветераны рассказывали о своих бессонных ночах, об одиночестве, о наркомании, о тоске по дому. Психиатр, доктор Майкл Крамер, говорил о том, что стрессы в боевых условиях иногда лишают солдат чувства личности. Он проводил параллель между “античными травмами и тем, что мы читаем в газетах”.  

Сержант Дэннель Викс не смог досидеть до конца “Аякса” и выбежал в коридор. Он воевал в Ираке и стал свидетелем страшной бомбежки в Мосуле. По словам его жены Тани, трагедия Софокла помогла ей понять трагедию мужа.  

Говоря о своих переживаниях, старший сержант Тони Гонзалес вспомнил, как он посетил вдову своего взводного командира. “Я говорил, как Аякс, я был Аяксом!” — воскликнул он…  

То, что элегантно именуется посттравматическим расстройством, приносит огромные беды нашим солдатам, их семьям, обществу. Я очень надеюсь, что эту корреспонденцию прочтут режиссеры и актеры Театра Российской армии, что они установят связь с американским “Театром войны”, изучат его опыт, обогатят его своим и станут врачевать самые глубокие раны “человека с ружьем” — душевные.  

Нам тоже нужен Софокл!
Нью-Йорк. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру