Подтасовки на выборах — позор для партии власти

За игру краплеными картами бьют подсвечниками

Модернизация, по моему глубокому убеждению, должна охватить все сферы нашей жизни. В XXI веке невозможно добиться результата, делая ставку на личные неформальные отношения, играя на частных противоречиях, апеллируя к авторитету лидеров и “очень уважаемых людей”.

За игру краплеными картами бьют подсвечниками

Те политики, которые этого не понимают в силу возраста или устаревшей “хозяйственной” закалки, безвозвратно уходят с публичной сцены. Вот главный урок последних месяцев.

Избирательная система сегодня является “флейтой-позвоночником” российского политического устройства. В сентябре по инициативе президента был принят закон, ужесточающий регламент использования открепительных удостоверений и ответственность за его нарушение. Я и мои товарищи по партии “Справедливая Россия” не раз сталкивались с “каруселями”, организуемыми в день голосования при помощи данного “удаленного средства связи” с избирательной комиссией.

Современные последователи Остапа Бендера достигли совершенства в “работе” с открепительными талонами. “Великий комбинатор”, как известно, знал около 400 методов “сравнительно честного отъема денежных средств” у граждан. Нынешние “технологи” придумали сопоставимое количество способов коррекции результатов волеизъявления граждан как в целых округах и областях (когда “открепиловки” банально печатались сверх номинального количества избирателей), так и на отдельных участках (когда удостоверения брались в одной местной комиссии, а голосовать выборщики дружно стекались в другую, “нужную”). Причем в последнем случае все делалось на абсолютно законных основаниях.

Ярким примером были прошедшие выборы в Мосгордуму, когда, по оценкам независимых экспертов, именно открепительные удостоверения приносили по 10—15% дополнительных голосов депутатам. Стоит оговориться, что зачастую “миграция” избирателей между округами была порождена схваткой самих единороссовских бульдогов под ковром.

Но аферы с открепительными талонами — конечно же, не единственная проблема современной избирательной практики. Очевидной, к примеру, является необходимость сокращения количества территориальных групп на выборах в представительные органы субъектов Федерации. Приведу пример.

На нынешних октябрьских выборах в Новосибирской области региональный избирком выдвинул требование, чтобы областной список кандидатов был разбит на 38 территориальных групп. В каждую группу должно было быть включено не менее двух и не более четырех кандидатов от каждой партии. Кандидат может упоминаться в областном списке только один раз. Несложная арифметика: с учетом центральной общеобластной тройки от партии должно выдвигаться не менее 79 человек. И проблема тут не только в том, что для малых партий это невыполнимая задача. А в том, что это, мягко говоря, нерационально, если учитывать, что количество депутатов, избираемых в будущее региональное Заксобрание по партийным спискам, составит всего-то 38 человек — лишь половину от общей численности регионального парламента. То есть кого-то необходимо делегировать в электоральную гонку заведомо по олимпийскому принципу: не ради победы, а ради участия.

Нужно срочно привести в соответствие с нормами здравого смысла порядок формирования, работы и контроля избирательных комиссий. Они должны формироваться только на партийной основе. А партии, имеющие свои фракции в представительном органе, и партии, не представленные в нем, должны иметь одинаковую квоту. Сейчас избиркомы формируются исполнительными органами субъектов Федерации и представительными органами местного самоуправления.

Вдумайтесь только: избирательные комиссии создаются и финансируются органами, которые избираются!

Стандарты работы избирательных комиссий в разных регионах требуют унификации и жесткого регламентирования. В Тыве, к примеру, на заседании избиркома регистрация списка кандидатов от нашей партии затянулась ровно настолько, чтобы мы не успели открыть банковский счет. Причем для верности отделение банка, в которое мы подавали заявку, в тот день прекратило свою работу на час раньше!

Ну и пора уже законодательно закрепить ответственность председателей избиркомов за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей. Председатель должен отвечать за все нарушения, которые допускаются в его избиркоме. А избиратель должен знать, какие нарушения были допущены и кто понес за это наказание.

Сегодня можно смело пересмотреть всю систему подачи документов, их заверения и регистрации на предмет снижения бюрократических препон. При этом все партии, прошедшие проверку Минюста, должны иметь возможность принять участие в выборах.

Российские социалисты выступают за расширение практики электронного голосования. Два непременных условия, которые должны сопровождать данное новшество, — это полноценное техническое обеспечение и возможность широкого общественного контроля. Мы считаем также необходимым обеспечение всех избирательных участков в стране прозрачными урнами для голосования и веб-камерами, которые будут включаться при подсчете голосов.

И последнее. Сегодняшней политической системе Российской Федерации требуется существенное расширение прав и гарантий народных избранников. В первую очередь речь идет о закреплении прав оппозиции.

“Справедливая Россия” выступает за установление для партий, прошедших в региональные парламенты, квоты на руководство комитетами законодательных собраний. Например, если партия получила 10 процентов мест, она должна иметь право на 10 процентов должностей руководителей комитетов, но не менее одного.

Региональным законодательным собраниям целесообразно закрепить в регламентах возможность прямого обращения любого депутата в органы государственной власти всех уровней. Подобные полномочия для депутатов органов местного самоуправления послужили бы свидетельством подлинного укрепления в нашей стране институтов гражданского общества.

В нашем избирательном законодательстве все еще полно пробелов и лазеек, позволяющих справедливо говорить о несовершенстве российской политической системы. Но если бы мы взглянули на нынешние выборы из мрака 90-х годов, наверное, все эти открепительные удостоверения, непрозрачные урны и прочие электоральные “наперстки” показались бы сущими мелочами по сравнению с теми ставками в большой политической игре, которые были на кону в то время. В эпоху произвола и рвущегося во власть криминала от результатов голосования нередко зависели жизни конкретных людей, судьбы целых заводов и трудовых коллективов. Привычной технологией предвыборной борьбы нередко было прямое устранение конкурента.

Сегодня это редкость. Для сегодняшних ухищрений с голосованием нужно как минимум изучить все тонкости действующего права. Значит, несколько шагов вперед наше общество все-таки сделало.

Важно продолжить это движение. Судьба отдельных чиновников губернского масштаба, в чьих “вотчинах” наблюдались наиболее вопиющие примеры произвола и полуфеодального самодурства, говорит о том, что государство учится работать над ошибками.

Всем, кто не на словах, а всерьез беспокоится о модернизации в нашей стране, сегодня очевидно: она состоится только при условии, что это будет общее дело всего общества. Если в это дело будут вовлечены энергия и воля всего народа, а не только партии власти.

Люди должны видеть, что игра идет без крапленых карт, что модернизация — это по-честному! И мы обязательно сделаем так, чтобы принцип fair-play — честной игры — торжествовал у нас не только на футбольных полях! А игра краплеными картами и неизбежное наказание подсвечниками навсегда остались в прошлом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру