Россия — рай для инвестиции!

Кто сказал, что у нас “зажимают” бизнес?

Всемирный банк (ВБ) опубликовал очередной (ежегодный) доклад Doing Business-2011, в котором оценил условия для бизнеса вообще и иностранных инвестиций в частности в 183 странах.

Кто сказал, что у нас “зажимают” бизнес?

Наша скудная Россия в ВБ-рейтинге заняла почетное 123-е место, опустившись за минувший год на 7 позиций и очутившись рядом с Угандой. То есть, по мнению авторов доклада, делать бизнес в России ни фига не интересно, невыгодно и некомфортно. В отличие, например, от Таджикистана, который за год поднялся в рейтинге на 10 позиций.

Не знаю, опрашивал ли Всемирный банк таджикских гастарбайтеров Москвы, чьи денежные переводы на родину составляют основу основ финансового могущества Таджикистана как инвестиционного рая. Но почти уверен, что с иностранными инвесторами, работающими в России, люди из ВБ точно не советовались. Иначе бы эти инвесторы объяснили им, что в мире еще не видано страны, где условия для ведения бизнеса были бы ТАК ХОРОШИ, как в современной России. Потому что в этой стране за взятку можно решить любую проблему. А с помощью правильно мотивированных силовиков — вообще прорваться в новое экономическое измерение. И иностранные инвесторы этим пользуются напропалую, не зажимая носов.

Вот, например, на днях швейцарская транспортная компания Panalpina попалась на том, что дала нашим таможенникам $7 млн. взяток. (Это только доказанная цифра, реальная может быть на порядок больше, как мы все тут понимаем.) Зачем дала? Чтобы упростить до предела таможенное оформление. И таможенники выполнили обязательства, предельно улучшив условия для ведения бизнеса Panalpina на территории РФ. Надо думать, цивилизованные швейцарцы и дальше продолжали бы давать и давать, кабы не попались.

Но не бойтесь: они попались не в России. Русские в бизнесе своих не бросают. Швейцарцев взяла за филейную бизнес-часть всепроникающая Америка. Департамент юстиции США предъявил этой “Панальпине” обвинения в коррупции на территории России. И швейцарцы сразу покаялись. Теперь, наверно, отправятся делать честный бизнес в привлекательный Таджикистан.

Впрочем, что там какая-то несчастная Panalpina! В этом году куда более известные корпорации согласились признаться, что всемерно улучшали инвестиционный климат в РФ путем гарантийных писем за подписью князя Хованского (если кто не знает — это такой очень известный в мире инвестиционный банкир, специалист по российскому рынку, потомок кого-то из нашей первой эмиграции). Буквально на днях скандально засыпалась компания Diebold, поставляющая банкоматы и матобеспечение к ним. Она, оказывается, стимулировала инвестиционный климат в российских госбанках, чтобы они лучше покупали лучшие банкоматы. Раньше нечто подобное случилось с Hewlett-Packard. А еще весной под беспрецедентным американским давлением в режим деятельного раскаяния перешла всенародно любимая в России немецкая корпорация Daimler AG, выпускающая символ русского либерализма — автомобиль “Мерседес”. Выяснилось, что Daimler заплатил $3 млн. взяток чиновникам Минобороны, МВД и Гаража особого назначения, чтобы те закупали для нужд своего начальства именно “Мерседесы”. А не, скажем, горбатые “Запорожцы”...

Вы, читатель, кстати, в эту историю с “Даймлером” верите? Я — нет. Потому что $3 млн. по меркам нашего инвестиционного климата — это тьфу, ничто, пыль. За такие деньги крупный русский чиновник и с постели не встанет. Тут, наверное, кто-то забыл добавить ноль, а то и два. Но не станем придираться. Мы же не хотим, чтобы менеджеры Daimler AG надолго сели за решетку. А в том, что наши чиновники не сядут, мы и так уверены. Потому что благоприятный климат для ведения бизнеса требует и максимального гуманизма в уголовно-правовой сфере. Гуманизм же этот распространяется на всех, кроме Ходорковского (эту позицию нужно было бы особо отметить в докладе ВБ).

Правда, американцы, которые повадились разоблачать у нас в России иностранных коррупционеров, почему-то никак не могут обнаружить бревно в собственном звездно-полосатом глазу. Ибо американские инвесторы тоже нередко совершают на территории РФ инвестиционные чудеса. Возьмем, например, инвестиционный фонд Texas Pacific Group (TPG), под управлением которого находятся всевозможные активы стоимостью почти $50 млрд.

В прошлом году TPG пришел в Россию и купил 30% акций крупной торговой сети “Лента”. А в этом году иностранные инвесторы неожиданно поняли, где они оказались. Что в современной РФ можно, владея только 30% акций, захватить предприятие целиком, используя особые инвестиционные технологии, разработанные изворотливым русским умом. В результате представители TPG изготовили особого качества протокол, в котором своим собственным миноритарным решением уволили старого гендиректора и назначили своего, нового. Прав и полномочий таких у них не было и в помине, но в странах с особо качественным инвестиционным климатом полномочия требуются не всегда. После чего каким-то удивительным образом имя нового гендиректора, голландца Яна Дюннинга, не имевшего на тот момент даже разрешения на работу в России, оказалось внесено в нужную графу Единого госреестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). И дальше с помощью лучших друзей инвестора — милиции и ОМОНа — американцы просто захватили офис торговой сети, внеся туда на руках своего гендиректора. Интересно, в какой еще стране (кроме, конечно, Таджикистана) американский инвестор чувствовал бы себя столь уверенно? То-то же. Вот вам инвестиционный климат!

Но все же особой благодарности за участие в нашей русской судьбе заслуживает, на мой взгляд, известный французский инвестор — группа Vinci. Этой группе принадлежат 50% акций ООО “Северо-Западная концессионная компания” (СЗКК). А СЗКК, в свою очередь, как раз и собирается строить ту самую платную автодорогу Москва—Санкт-Петербург прямиком через Химкинский лес.

Когда защитники Химкинского леса начали бороться против вырубки деревьев, иностранный инвестор Vinci грудью встал на защиту скандального маршрута трассы. Встречаться с Евгенией Чириковой и экологами представители Vinci отказались. Зато во Франции провели большую работу, чтобы убедить всех: в стране (РФ), которая находится во второй сотне рейтинга Всемирного банка, можно все. В том числе — вырубать особо ценные леса. Потому что русские привыкли дышать тем воздухом, каким им дают. А не тем, которым должен дышать человек.

С тех пор, как мы знаем, вокруг Химкинского леса страсти кипели нешуточные. И не только в правовой сфере. Защитников леса Михаила Бекетова и Константина Фетисова зверски избили и покалечили. Да и рядом с искалеченным журналистом “Коммерсанта” Олегом Кашиным призрак этого страшного леса вырастает в полный рост. Но на Vinci это не производит никакого впечатления. Платная трасса будет приносить 700 млн. евро в год — это куда важнее.

В последнее время мне пришлось пообщаться с некоторыми иностранцами, принюхивающимися к так называемому иннограду “Сколково”. В частных беседах они честно признают, что в его эффективности для развития инноваций в России, мягко говоря, сомневаются. Но тут же подчеркивают, что публично они никогда никому про это не скажут. Потому что надеются получить от “Сколково” всяческие откатные подряды и особые права на ведение бизнеса. Сулящие прибыли, о которых даже страшно говорить вслух.

В общем, иностранный инвестор — одна из важнейших опор нашей национальной экономики РОЗ (Распил, Откат, Занос). Именно иностранные инвесторы научили нас, какими на самом деле могут и должны быть взятки и как можно резко смягчить инвестиционный климат в каждой конкретной точке нашего экономического пространства. Снимем перед ними шапку, поклонимся в пояс!

А Всемирный банк — так он просто ничего не понимает в особенностях нашего инвестиционного климата.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру