В переводе с китайского

Заявления Медведева журналистам из КНР не должны оказаться мистификацией

Заявления Медведева журналистам из КНР не должны оказаться мистификацией

Дмитрий Медведев, находясь в Китае, сделал громкое заявление. Он сказал, что думает о возможности баллотироваться на второй срок и вскоре уже объявит о своем решении. Кроме того, на что все обратили внимание, Медведев признал существование политических разногласий с Путиным.

По поводу этого заявления все немедленно возбудились. И неудивительно: если о президентских амбициях говорит кто-то из оппозиции, то все понимают, что ей пока что приходится, как говорят в народе, “нервно курить в коридоре”. Но если об этом откровенно говорит кто-то из тандема, то махнуть рукой и сказать: “Да лапша все это на уши!” — было бы неправильно.

Так сказать может только тот, кто считает, что главная задача Путина и Медведева — обмануть собственный народ, захапать все деньги, настроить себе дворцов и плевать на страну с высокой колокольни, которая, видимо, и будет стоять рядом с дворцами. Однако, мне кажется, что и Путин, и Медведев любят страну, которой руководят. А Медведев в своем интервью китайцам весьма точно формулирует происходящее: “У нас с Владимиром Путиным единая задача, чтобы через десять—двадцать лет Россия была одним из самых сильных и мощных государств в мире... Мы, может быть, по-разному видим методы и способы достижения этого процветания. Но это и есть демократия, это и есть конкуренция”.

Поэтому, полагаю, что те, кто будет писать о “сенсационности” этого заявления, неправы: по форме — это корректнейшее объяснение элитам, что нынешний президент “вырос” и с ним придется считаться.

Но это форма, а теперь поговорим о сути. О том, какие варианты событий могут последовать за этим заявлением, и — главное — о том, чего мы, собственно, ждем от российской политики.

Вначале о вариантах.

Вариант первый: Медведев выступает как мистификатор, чтобы обмануть, а на самом деле он не более чем марионетка в опытных путинских руках. И вообще это какая-то спецоперация.

Может быть такое? Может. Но есть вопрос: а для кого эта спецоперация, кто ее адресат?

Обычные граждане?

Так им и так все равно, в стране все и так знают, что у власти будет либо Путин, либо Медведев — как порешают.

Может, это сигнал либеральным элитам, которые настаивают на необходимости перемен?

Но, во-первых, эти элиты устали от либеральных слов Медведева и им не верят. А во-вторых, перемены в России запускает исключительно все та же власть. И ей совершенно незачем по этому поводу гнать волну и заявлять о каких-то разногласиях.

А может, это сигнал для Запада? Но в чем его смысл? Что Америка и Европа должны начать дружески подмигивать Медведеву и тайно перечислять империалистические деньги на поддержку его предвыборного штаба? Но для того чтобы Медведеву вновь стать президентом, ему не нужны деньги — ему нужно только встретиться с Путиным для принципиального решения вопроса, кто из них выдвигается.

Но, может, это какой-то завуалированный призыв Медведева ко всем желающим этих перемен “сплотиться вокруг его персоны, во имя спасения Родины”?

Ничего подобного, даже если бы кто-то и хотел “сплотиться”, то негде — у Медведева нет ни своей партии, ни какой-либо другой структуры, которая ассоциировалась бы именно с его именем или с его политикой. Есть только все та же “Единая Россия”, которая, будучи в полной растерянности, выпустила уморительное заявление, что она “поддержит Медведева, но только в том случае, если вторым кандидатом не будет Путин”. Понять “ЕдРо” в данном случае можно — его возможности, конечно, беспредельны, но одновременно поддерживать двух противоборствующих кандидатов — это уже слишком.

Таким образом, если исключить теорию “лапши на уши” по причине ее полной бессмысленности либо “заговора”, смысл которого в том, что Медведев “злодейски хочет убрать своего хозяина Путина” и наконец стать настоящим президентом, то остается один вариант, наиболее вероятный: Медведев реально ощущает себя президентом, чувствует страну, видит модернизационный путь ее развития и анонсирует свои реальные амбиции на власть.

Конечно, это воспринимается как сенсация, ибо все привыкли, что есть Путин — а кругом выжженное поле. И сейчас, когда Медведев, возможно, вводит в стране реальную политическую конкуренцию, которую все так желали, то все-то и оказались к ней не готовы.

Вот почему важно задать главный вопрос: а как мы вообще понимаем эту конкуренцию, какой она должна быть, кто должны быть ее действующие лица?

И тут, если действительно думать не об узкопартийных интересах, а о России вообще, то выводы могут быть парадоксальны, а некоторым, возможно, придется наступить на горло собственной песне.

Итак, чего больше всего не хватает России? Ответ очевиден: многопартийности, политической конкуренции.

Кто у нас в европейском понимании консерватор? Конечно, Путин.

Кто либерал, реформатор? Это Медведев.

Сразу оговорюсь, есть много других фамилий, но они по известным причинам не в активной политике.

Необходим ли “реформатор” Медведев России?

Безусловно, другого реального реформатора у нас сейчас просто нет.

А теперь самый интересный вопрос: а должен ли Путин в случае дальнейшего президентства Медведева покинуть политику и раствориться в воздухе?

Так вот, я уверен, что не должен! Именно потому, что в этом случае в России не будет крепкого консервативного фланга, а его сторонников в стране, скажем прямо, большинство. Вот почему, как ни странно, Путин не просто не должен раствориться в воздухе — он просто обязан принять принципиальное решение прекратить играться в “национального лидера” и в прочую ерунду и стать реальным политиком, обозначив свою программу и свои предпочтения.

Он просто обязан возглавить “Единую Россию” и заняться реальной политикой!

Дальнейшее его существование в качестве премьера бессмысленно, потому что, если Медведев делал свои заявления серьезно — а мне кажется, что это так, — то наступил момент создания в России двухпартийной политической системы.

И она, эта двухпартийность, уже реальна, в отличие от химических построений, когда появляются искусственные партии типа “Правого дела”, создающиеся для мистификаций. Конечно, пока у Медведева своей партии нет, но все понимают — ему достаточно бросить клич. В этом случае фантастика становится реальностью — в России наконец появляются две партии, которые могут возглавить два мощных политика — Путин и Медведев, уже имеющие опыт президентства, опыт политических игр и, что главное, опыт управления и укрощения чиновничьей машины, которая может легко похоронить не только любое начинание, но и само государство.

Скажу прямо: это уникальный шанс, когда один политик еще имеет амбиции, а другой уже их обрел.

Да, в глазах многих, в том числе и моих, оба этих политика — не ангелы. Но я в последнее время что-то не видел ангелов. А “ангелы”, которые мне известны, они пока не в политике.

Однако я вижу реальность — зачатки настоящей конкуренции между Медведевым и Путиным и их сторонниками, заявление разных позиций (по Ливии, по “Скайпу”, даже по Ходорковскому), оживление общественной жизни, активизацию гражданского общества, появление определенных надежд на реальную модернизацию страны.

Каждый день мы видим увольнения проворовавшихся — все это есть, не видит этого либо слепой, либо крайне ангажированный человек.

Итог: главное достижение дуумвирата в том, что он, сознательно или нет, запустил естественный механизм многообразия и самоочищения.

И теперь именно этот дуумвират просто обязан довести дело до конца — до создания реального, де-факто как минимум двухпартийного государства.

Пора отказаться от мысли, что работа дуумвирата на создание альтернативы в России — это измена Родине.

Настоящая измена Родине будет только в том случае, если Медведев и Путин бросят это начинание на полпути.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру