В Варшаве в пятницу был обнародован итоговый доклад польской комиссии по расследованию катастрофы Ту-154 президента Леха Качиньского.
В нем говорится, что обучение пилотов спецполка Польши, обслуживающего самолеты руководства страны, не отвечало стандартам. "Ошибки в подготовке пилотов, уровень их подготовки создали угрозу проведению полетов. Контроль над их обучением был недостаточным", - гласит документ, который зачитал глава комиссии, министр внутренних дел Ежи Миллер.
В докладе также говорится, что 36-й спецполк отказался от присутствия российского навигатора - человека со знанием русского языка.
Из-за недостатка подготовки или небольшого опыта пилоты, по данным комиссии, допустили ошибки при заходе на посадку: "Члены экипажа игнорировали предупреждения системы TAWS. Процедура ухода была сделана на 60 метров ниже допустимой". В то же время "прибор TAWS было плохо подготовлен для полета в Смоленск, его подготовкой и активацией должен был заниматься второй пилот; у экипажа не было возможности уйти на второй круг".
Также, согласно документу, члены экипажа не реагировали на ошибки в процесса "пробной посадки", а командир экипажа принял ошибочное решение об уходе на второй круг "в автомате", так как у экипажа не было такой возможности. "От команды "Уходим" до осуществления каких-либо действий прошло 5 секунд, - гласит доклад. - Работа экипажа была хаотичной, в работе мешали появляющиеся в кабине третьи лица, управляющий пилот - командир был загружен ведением радиосвязи".
Вроде бы вина за катастрофу полностью лежит на экипаже самолета, однако поляки посчитали, что часть вины лежит и на российских диспетчерах. "Диспетчер давал ошибочные указания", – утверждают авторы доклада. Кроме того, польская сторона считает, что система освещения на аэродроме в Смоленске была неудовлетворительной, и аэропорт не обеспечил безопасных условий полета для лайнера польского президента. "Не было возможности автоматического ухода на второй круг. Самолет был исправен технически до момента столкновения с землей", – говорится в документе.