Волшебное превращение Лукашенко

Почему Батька сменил гнев на милость

В пятницу, 25 ноября, как ожидается, в Москве соберется Высший совет Союзного государства России и Белоруссии под председательством Александра Лукашенко. Белорусский президент, ранее отличавшийся резкими высказываниями в сторону Москвы, вообще последнее время зачастил в российскую столицу. Буквально неделю назад он приехал задекларировать Евразийскую экономическую интеграцию. И уже тогда ему пришлось отвечать на вопрос — нужно ли с новым, укрупненным экономическим союзом Союзное государство вообще.

Почему Батька сменил гнев на милость

Количество союзов с участием Белоруссии и России в последнее время зашкаливает: собственно Союзное государство, трехсторонний с Казахстаном Таможенный и формируемый Евразийский экономический, и Зона свободной торговли в рамках СНГ.

На деле Зона свободной торговли — попросту обновление старого договора от 1994 года, но ее участники заявляют, что, в отличие от прежнего, новый договор работать будет. Разницу между Таможенным союзом и Единым экономическим пространством (оно создается как предварительная основа Евразийского экономсоюза) объяснял на прошлой неделе в Кремле глава Казахстана Нурсултан Назарбаев. Мол, если в ТС «мы обеспечили свободу передвижения товаров», то в ЕЭП «будут созданы условия общего рынка услуг, капитала и рабочей силы».

Тогда же белорусский журналист поинтересовался у своего президента, не теряет ли смысл Союзное государство во всей этой структуре. Суть ответа Лукашенко сводилась к следующему: Союзное государство — это «далеко продвинутая степень интеграции», которая частично была взята за основу и Таможенного союза, и ЕЭП. А Единое экономическое пространство и Евразийский экономический союз, очевидно, «не продвинутые» - первый запускается с 1 января 2012 года, формирование второго ожидается не раньше 2015 года. Тем паче, в рамках Союзного государства, по словам Лукашенко, обсуждаются не только общие экономические вопросы, но и координируются внешнеполитические взгляды. «В конце концов, пускай эти проекты конкурируют», - заявил тогда Александр Григорьевич. Смысл такой конкуренции, правда, как соперничество с отражением в зеркале. Зато ясно, что от «лишних» союзов отказываться не будут. По крайней мере, до 2015 года.

Зачем такая активная интеграция понадобилась Минску, очевидно: после кризиса в Еврозоне стремиться к объединению с Европой стало не так привлекательно (и не только для Белоруссии, впрочем). К тому же, Белоруссии был обещан персональный «интеграционный» бонус - скидка на газ (кстати, пресс-служба Кремля сообщила, что по итогам встречи Дмитрия Медведева и Лукашенко в пятницу ожидается подписание пакета документов по газовым поставкам). Правда, цена на энергоносители в результате будет зависеть не только от готовности Минска держаться совместных союзов с Москвой, но и от покупки «Газпромом» второй доли в «Белтрансгазе» (сейчас российская компания владеет 50% акций предприятия). «Завтра сто процентов заберем «Белтрансгаза», - заявил вечером в четверг глава «Газпрома» Алексей Миллер. Конечную цену на российский газ в 2012 году он не назвал, но разные источники озвучивали суммы от $150 до $165,6 за тысячу кубометров, тогда как цена в среднем за 2011 год составляла $270.

Ответ, зачем это нужно России, впрочем, тоже понятен — выборы. Прирученный Александр Григорьевич уже с пиететом говорит и пишет и о «предвыборной внешнеполитической программе» будущего кандидата в президенты Путина, и о встречах, «которые проходят в рамках предвыборной кампании» у Медведева.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру