Руки прочь от Евгения Никитина!

Реплика писателя Игоря ШУМЕЙКО

Реплика писателя Игоря ШУМЕЙКО

Попав на самый элитарный, с полуторавековой историей, вагнеровский музыкальный фестиваль в городе Байрейте, российский бас-баритон Евгений Никитин услышал точно то, что услышал бы, попади он в камеру Бутырской тюрьмы: «За наколки ответишь?» Известно, что «смотрящий» на зоне в случае несоответствия татуировок статусу заключенного может вручить ему металлический скребок: «Сдирай с кожей», а может и... Так что Никитину еще повезло, он лишился только главной партии в опере Вагнера «Летучий голландец».

Нет, татуировок корон, перстней с пиками, крестов и прочих ответственно-опасных для Бутырки на теле русского не было, но на его груди были замечены опасные для Байрейта: «знак свастики, уже забитый другим рисунком... руна жизни», использовавшаяся в символике Третьего рейха.

Но коллизия в том, что Никитин и не скрывал своих татушек — «грехов молодости», как объяснял в многочисленных интервью. А таблоиды вроде немецкого Bild печатали его фотосессии, любуясь нательной живописью брутального русского бас-баритона, лауреата ведущих мировых конкурсов. Первого русского певца, получившего главную роль в Байрейте. Раскрутившийся скандал имел явные черты нашей памятной «кампанейщины», в данном случае связанной с персоной великого немецкого композитора Рихарда Вагнера и историей его фестиваля.

О Вагнере мне довелось написать немало. Любимый композитор Гитлера, запрещенный в Израиле и полузапретный в СССР, поистине феномен восприятия. Вряд ли найдется из величайших творцов человечества еще кто-либо, чье собственно творчество настолько заслонено разными историческими анекдотами, связанными с тем, какие монархи, нации, страны как его воспринимали. На «одной шестой» Вагнер был известен строго по двум пунктам:

1) «Полет валькирий» — наиболее популярный звукоряд, саундтрек, сопровождавший кинокадры с немецко-фашистскими войсками (особенно танковыми, и особенно в период наступления).

2) Участие совместно с нашим анархистом Бакуниным в знаменитом Дрезденском восстании 1848 года.

Вагнер, носивший, как и Бакунин, огонь революции в груди, явил пример счастливого ее преодоления и кроме своих гениальных опер еще и организовал оперный театр нового типа, включая строительство специального новаторского здания театра в Байрейте. И устроил там уникальные, единственные в истории музыки Байрейтские фестивали. Плохой финансист, он организовал для финансирования Байрейта акционерное общество, пайщиками которого были студенты, рабочие... турецкий султан (!), бразильский император, египетский хеддив. На роль Байрейта — столицы вагнеровских фестивалей — претендовали Вена, Лондон, Чикаго! Ради этого фестиваля Петр Чайковский заделался журналистом, писавшим репортажи из Байрейта в русские, американские газеты!..

Но в ХХ веке Байрейтский фестиваль оказался тесно связан с одним восторженным почитателем Вагнера — Адольфом Гитлером, придавшим ему оттенок почти государственного предприятия Третьего рейха, дружившим с внуками гения и даже вроде бы планировавшим жениться на Винифред Вагнер. И сегодня правнучки композитора Катарина Вагнер и Ева Вагнер-Паскье ведут политику «денацификации фестиваля... с целью последовательно улучшать имидж своей семьи, пользовавшейся покровительством Гитлера».

Под эту раздачу и попал Евгений Никитин, один из самых многообещающих музыкальных талантов, лауреат многих международных конкурсов, уже сегодня заслуженный артист России, певший в лучших мировых труппах. Вот что написала о нем New York Times: «Никитин оказался наиболее интересным певцом, он привнес тепло и удивительную мощь в суровое третье действие «Зигфрида». А вот статья в одной российской газете, автор которой хоть «надеется, что (это) не поставит карьеру мариинского солиста под удар», однако заголовок ее грозен: «Русский фашизм не прошел в Германии». Но автор, даже если он ощущает себя политруком Клочковым, упускает одну важную подробность. В мурманской юности, до Мариинки, Никитин пел в рок-ансамбле, а у рокеров наколки, в том числе и свастики, руны, имеют совсем иное значение. Это их условность, давно известная всему миру.

Только в эпоху «железного занавеса» эта условность, рокерский жаргон, использовали для скорых политических выводов. В частности, борясь тогда с рок-музыкой, советским людям давали пример «фашизма» — популярную группу KISS. У которой, все помнят, SS писалось именно «фашистскими рунами» («руна Зиг» — за которые сегодня отлучен от Байрейта Никитин).

Забавный штрих, о котором стало известно, когда проржавевший «занавес» пал: два из четырех участников «фашистской группы KISS», «музыкальные эсэсовцы», по национальности евреи. А самый ужасный из них вампиро-фашист, бас-гитарист Джин Симмонс, и вовсе израильтяин Хаим Виц. И никакие руны популярности группы на Западе почему-то не мешали.

В общем, remember KISS, господа! И руки прочь от Никитина!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру