Навальный висит на голоске. В штабе оппозиционера продолжают охоту за нарушениями

Почему территориальные комиссии так долго не подписывали протоколы?

Такой напряженной ночи подсчета голосов в Москве не было, наверное, с президентских выборов 1996 года. Пропагандистский лозунг "важен каждый голос" неожиданно оказался реальностью: днем в понедельник судьбу второго тура решали всего 1,3% голосов - при низкой явке это около 25 тысяч человек. Окончательные итоги в территориальных избиркомах так и не подвели - спустя почти сутки после окончания голосования. Навальный предложил Собянину пересчет на проблемных участках - фаворит отказался...

Почему территориальные комиссии так долго не подписывали протоколы?

Штаб Алексея Навального в Лялином переулке работал всю ночь, отслеживая итоги выборов сразу по нескольким каналам. В первую очередь - по сайту "СМС - ЦИК" ассоциации "Голос". Туда наблюдатели присылали цифры "эсэмэской" с мобильного телефона, как только проходил подсчет - еще до подписания протокола. А вот официальных цифр Мосгоризбиркома не было. Не было их в половине девятого, хотя раньше обещали уже к этому времени выдать данные с "электронных урн" (КОИБов), которыми была закрыта треть московских участков. Не было их даже в десять вечера. Прямое включение из Мосгоризбиркома вызвало в штабе Навального бурю эмоций: фактически зампред главы МГИК Шлёнов под камерами признал, что у комиссии нет данных ни о явке, ни о предварительных итогах голосования. На телеэкране в этот момент высвечивались цифры "Сергей Собянин - 55%", но это были данные экзит-пулов ВЦИОМ. А по результатам экзит-пулов самого Навального, у врио столичного мэра было меньше 50% и следовало проводить второй тур.

Сразу после этого Навальный объявил о начале "манипуляции голосами". Главные претензии - отсутствие данных о явке, о голосовании с "оКОИБленных" участков и надомное голосование минимум в два раза выше, чем на президентских выборах.

- Происходящее мы расцениваем как фальсификацию выборов, - сказал Навальный. - Мы не признаём результатов, которые сейчас оглашаются, не отдадим ни одного голоса. Я приглашаю мэрию пройти во второй тур.

После этого таблица на сайте ЦИК наконец дрогнула и выплюнула первые цифры - Собянин получал почти 57%. Впрочем, скоро стало понятно, что это данные с маленьких и очень специфических участков: СИЗО, больницы, воинские части... Это давало активистам надежду. Следующие объявления Мосгоризбиркома ее подогревали: Собянин медленно "проседал" по мере подсчета, Навальный — "подрастал".

Глава штаба Навального Леонид Волков давал брифинги на улице.

Правда, с цифрами МГИКа выходила вот какая загогулина: глава комиссии Валентин Горбунов их оглашал, а на сайте Центризбиркома они не обновлялись. Хотя у обеих комиссий данные берутся из единой системы ГАС "Выборы", в которую их вводят на уровне территориальных избиркомов. Иными словами, невозможна ситуация, когда данные есть у МГИК или "в ГАСах", но их нет у ЦИКа. Откуда же тогда их брал Горбунов? "Не знаю", - честно ответил на этот вопрос разбуженный звонком "МК" председатель Совета директоров Федерального центра информатизации при ЦИК Геннадий Райков. Создавалось впечатление, что комиссии блюли свои интересы: Мосгоризбирком предпочел оглашать цифры, чтобы не получить упрек в махинациях, а ЦИК - не "поднимать" их на свой сайт, чтобы в случае чего заявить о технической ошибке. Тем более что все решали считанные голоса.

Волков предполагал (конечно, это была юридически безупречно оформленная угроза), что при массовых фальсификациях активисты могут выйти на улицы прямо ночью, но ведь Горбунов исправно сообщал о "проседании" Собянина. К утру он мог "упасть" ниже 50%, чего же бузить раньше времени? Рядовые активисты штаба в это время даже выставили на столы персики, бананы и груши для всех собравшихся. В российской политтехнологической традиции фрукты в штабе означают празднование успеха, так что накал страстей МГИК умело сбил. "Расчет на то, что в 3-4 утра на улицы никто не пойдет - что же, мы пойдем в понедельник на Болотную!" - заявил глава штаба.

После этого штаб не выступал с заявлениями целых 12 часов: наблюдатели вели напряженную борьбу за голоса. Корреспондент "МК" убедился, что это не метафора. "Вы в Отрадном? Поезжайте там в территориальную комиссию, у них протокол до сих пор не подписан!" - предложила днем в понедельник пресс-секретарь Навального Анна Ведута. Одновременно один из ближайших соратников Навального Николай Ляскин кинул клич в Твиттере - и через час около управы района "Отрадное", где находится теризбирком, начали собираться люди.

По версии председателя комиссии Михаила Прищенко, подписать протокол мешали два бюллетеня - якобы их случайно выдали сверх нормы на УИК N 699, а теперь ищут, как правильно оформить. "Дело всего в двух голосах, а они дестабилизируют и нагнетают обстановку!"

Представители от Навального и от КПРФ говорили совершенно о другом: в ТИКе якобы еще с августа не хватает бюллетеней. Их передают из Мосгоризбиркома строго по акту, и после выборов числа должны сойтись: сколько получено - столько осталось в ТИКе плюс выдано на участках. А в "Отрадном" не то 255, не то 280 бюллетеней куда-то подевались. Теоретически это означает: их могли вбросить на любом участке. В итоговый протокол эта цифра не вносится, но акт-то составить надо! Эта версия была больше похожа на правду, потому что для двух "лишних" бюллетеней в протоколе предусмотрена отдельная строка - заполнил ее и закрыл вопрос. Кстати, всего таких "случайных" бюллетеней в Москве было 423 штуки. Вызванная в ТИК председатель злосчастного 699-ого УИКа (кстати, беспартийная) искренне недоумевала: все контрольные соотношения в норме, "ГАСы" протокол приняли - так в чем же суть претензий? Приехавший из МГИКа секретарь зафиксировала, что в ТИКе пропало 72 бюллетеня - мало, но для жалобы достаточно...

И это не в одном Отрадном. На момент подписание номера протоколы в ТИКах так и не были подписаны. В любом случае получалось, что Сергей Собянин не смог бы победить в первом туре без Новой Москвы и голосов надомников. Новомосковский и Троицкий округа, где врио мэра получил порядка 67%, дали ему в сумме 58 тысяч голосов. А на дому волеизъявились 104 тысячи москвичей - в 2,5 раза больше, чем в 2012 году. Даже если лишь треть их была за Собянина - этого достаточно: судьбу второго тура при низкой явке решали только 25-28 тысяч бюллетеней.

А команду Алексея Навального, как теперь ясно, недооценили. Ни одна социологическая служба даже не предполагала, что он подберется вплотную к планке 30%, а судьба второго тура будет висеть на волоске.

Сюжет:

Единый день голосования

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26329 от 10 сентября 2013

Заголовок в газете: Висящие на голоске

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру