Химическое оружие Сирии едет обратно в Ирак?

Задача уничтожить ядовитые арсеналы Асада – из области невозможного

На днях Сирия, выполняя условия российско-американской договоренности, представила Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) список своих объектов, связанных с этим оружием массового уничтожения. Хороший список или плохой, полный или неполный – мы пока не знаем, ОЗХО его еще только начинает анализировать. Пока есть лишь спекулятивные размышления на эту тему: так, американский телеканал Fox News интересуется, включено ли в данный список сирийское государственное предприятие General Fertilizer Company (GFC), которое производит азотную кислоту и различные азотные удобрения.

Задача уничтожить ядовитые арсеналы Асада – из области невозможного

Кислота эта, указывает Fox News, «в высокообогащенном состоянии является ключевым компонентом топлива ракет Scud» (баллистические ракеты советского производства с тактическим радиусом действия; русские обозначения – Р-11, Р-17, Р-300 «Эльбрус». – И.Б.). Иначе говоря, завод производит продукцию двойного назначения – она идет и на гражданские, и на военные цели.

Но даже если речь в данном случае идет о военном применении некоего химического вещества –азотной кислоты, – то ракетное топливо трудно отнести к химическому оружию. Тем не менее: не спешите делать вывод, что в списке, поданном Сирией в ОЗХО, не должно быть сирийского химкомбината GFC, находящегося в окрестностях города Хомс. Fox News обращает внимание на такой факт: «В 2005 году, когда в Турции в руки властей попала [сирийская] ракета Scud того типа, что использует в качестве топлива азотную кислоту, израильские СМИ сообщали, что эта ракета была оснащена элементами химического оружия воздушно-взрывного действия. Ракеты Scud и химическое оружие также фигурировали в сообщениях о таинственном взрыве на сирийском военном объекте в Алеппо в 2009 году, когда, как утверждается, погибли, в числе других, техники из Ирана и Северной Кореи».

Fox News на примере конкретного сирийского предприятия поднимает более широкую проблему: сирийская программа химоружия во многом базируется на индустриальных объектах, уже выпускающих продукцию двойного назначения или способных, если потребуется, в сжатые сроки переключиться с гражданского на военное производство. Контроль над этой частью химических арсеналов – чрезвычайно трудная задача. И даже если реально имеющееся у Сирии химическое оружие будет полностью уничтожено, это не значит, что проблема решена, – так считает бывший заместитель советника президента (Буша-младшего) по национальной безопасности Хуан Зарате. «Можно быстро перестроить целые производства», говорит он, и начать выпускать новые боеприпасы на смену уничтоженным.

Но уж если говорить на тему уничтожения химоружия, то очень невредно взглянуть на опыт тех стран, которые добровольно пошли на химическое разоружение. Таких стран, как можно узнать на интернет-сайте ОЗХО, насчитывается семь: Россия, США, Индия, Ливия, Ирак, Албания и еще одна страна, которую ОЗХО числит, но не называет. (Сирия пока не присутствует в этом списке). Эти государства должны в общей сложности уничтожить, сообщает ОЗХО, 71.196 тонн высокотоксичных химических соединений. Из этих семи стран завершили уничтожение своих арсеналов химоружия три: Албания, Индия и «третья страна», не названная по имени. А что остальные?

Оставим в стороне Ирак и Ливию, учитывая хаотичную ситуацию в этих странах, их экономические трудности и т.п. Применительно к этим странам главное – чтобы их остающееся химоружие не попало в «не те руки», чтобы хозяевами смертоносных боевых газов не стали «Аль-Каида» или другие террористы. Главные обладатели химических арсеналов – США и Россия, выступая закоперщиками уничтожения сирийского химоружия, показывают Сирии, увы, плохой пример. Американцы должны были еще в прошлом году завершить уничтожение своего химического оружия в соответствии с конвенцией 1993 года: как указывает газета The Washington Times, у США до сих пор остается порядка 10%, или 3000 тонн. Россия уничтожила еще меньше – всего лишь 60% своего химоружия, и у нее остается 16.000 тонн, пишет газета со ссылкой на ОЗХО.

Пример главных держав не вдохновит не только Сирию, но и, например, Израиль, который подписал конвенцию 1993 года, но до сих пор ее не ратифицировал. Есть ли у этой страны химоружие, можно только гадать, поскольку Израиль об этом, как и в отношении ядерного оружия, ничего не говорит – не подтверждает и не отрицает. Для маленького государства, окруженного враждебными соседями, так оно надежнее...

Ну, и еще один штрих, довершающий сирийский химический «пазл»: есть сообщения о том, что Сирия переправляет свое химоружие туда, откуда оно (или какая-то его часть) к ней пришло, – в Ирак. Когда американцы с союзниками по коалиции вошли в Ирак в 2003 году, они не нашли оружия массового уничтожения не потому, что его там не было, а потому, что его там уже не было: Саддам Хусейн отправил его через границу в Сирию (благо американцы вовремя границу не перекрыли), к своим верным соратникам по Партии арабского социалистического возрождения. В этом убежден, среди многих других авторитетов, министр обороны и бывший начальник генштаба Армии обороны Израиля Моше Яалон. Об этом говорил и бывший саддамовский генерал и друг иракского диктатора Али-Ибрагим аль-Тикрити: «Я знаю, что оружие Саддама находится в Сирии – на основе определенных военных соглашений, которые были заключены еще в конце 80-х годов на тот случай, если какая-либо из столиц двух стран окажется под угрозой вражеского вторжения...»

Если ОМУ у Ирака было, то почему Вашингтон все эти годы молчит, смирившись с ролью «севшего в лужу» простофили? Возможный вариант: потому, что в перемещении иракского ОМУ участвовала Москва. Бывший пентагоновец Джон Шо, который был во время иракской войны помощником замминистра обороны США, заявляет: «Мои люди, работавшие на местности, определенно видели, как русские (он говорит о российском спецназе. – И.Б.) перемещали иракское химоружие и боеприпасы большой мощности в три места на территории Сирии и два – в Ливане». То же самое говорит другой бывший сотрудник Пентагона, Эдвард Тимперлейк. Если это достоверно, то можно предположить элементарное нежелание Обамы, а до него – Буша начинать разборку с Москвой, причем по-крупному.

А сейчас, как сообщает интернет-ресурс The Inquisitr, Сирия переправляет химическое оружие в обратном направлении – в Ирак. Тоже возможный вариант. В Ираке уже нет Саддама, но не исключено, что продолжает действовать старое сирийско-иракское соглашение о взаимном содействии играм в прятки с нежелательными пришельцами – такими, как инспектора ООН.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру