Можно ли наступить на те же самые грабли, но на воде?

Путин признал, что гринписовцы — не пираты

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, звучит положительно, если дело касается российских властей, у которых от страха глаза на лоб лезут и которых явно пугает цивилизованность. Грабли на воде? Это как вилами на воде писано. И тем не менее.

Путин признал, что гринписовцы — не пираты
Владимир Путин

В наши дни, так уж оно сложилось, в мире действуют два оселка цивилизованности как для отдельных индивидуумов, так и для государств — отношение к геям и отношение к окружающей среде. Москва умудрилась поскользнуться «на этом самом месте», хотя в первом случае это был паркет здания Госдумы в Охотном ряду, а во втором — морские просторы Арктики. На паркете был принят закон против геев, неуклюже законспирированный под заботу о малолетних. На водах Арктики было захвачено судно Гринписа «Арктический восход солнца». Интернациональный экипаж, которого обвинили в… пиратстве! Словно он состоял из карибских или сомалийских разбойников.

Обвинение, предъявленное экипажу судна, принадлежавшего «Гринпис интернешнл», который совершил символический полет на оффшорную нефтяную платформу, было настолько абсурдным, что президент России Владимир Путин предпочел отмежеваться от него. Выступая не где-нибудь, а на международной конференции, посвященной Арктике, да, именно Арктике, ВВП сказал, что он не знаком с деталями инцидента, но очевидно, что тридцать гринписовцев не были пиратами, хотя «формально» они пытались захватить платформу.

Гром не грянет — мужик не перекрестится. Международный протест и дипломатическая напряженность, вызванные захватом судна Гринписа и арестом его международного экипажа, заставили российского президента сманеврировать. Однако он поспешил сказать, что «захватчики» — не нефтяной платформы, а Гринписовской посудины — не могли знать кто они есть и каковы были их намерения. Но ведь захваченное судно было украшено символикой Гринписа, которую можно было различить даже из глубокого космоса, а не то что с борта платформы «Приразломная» в Печерском море.

Здесь явно имела место паранойя и со стороны береговой охраны, и со стороны высшей власти. Это косвенно признал и сам Путин, когда упомянул в связи с акцией Гринписа террористический налет на шоппинг-молл в столице Кении Найроби. «Все могло случиться», — сказал президент, «намекая» на резню в Найроби. Но подобный аргумент напоминает соотношение огородной бузины с киевским дядькой. В Найроби были убиты более 60 человек и около 200 ранены. В Печерском море никто не пострадал, окромя репутации Государства Российского.

Как заявил исполнительный директор «Гринпис интернэйшнл» Куми Наиду, судно было явственно идентифицировано и протест активистов — его экипажа носил исключительно мирный символический характер. Это подтверждает и видео, выложенное в «You Tube» и снятое ни кем-нибудь, а самими российскими правоохранительными властями. Господин Ноиду в своем заявлении сказал: «Мы приветствуем признание президента Путина, что наши активисты явно не пираты и действовали исключительно озабоченные положением окружающей среды в Арктике. Наши суднолазы хотели залезть на борт платформы, чтобы привлечь внимание международной общественности к угрозе, которую представляет для арктической окружающей среды бурение нефти. Оно опасно и для окружающей среды, и для изменения климата».

Согласно российскому законодательству, задержанный экипаж гринписовского судна должен быть освобожден в течение 48 часов, если ему не будет предъявлено официальное обвинение. По словам представителей Гринписа в Мурманске, на прошлую среду еще никакого обвинения гринписовцам не было предъявлено. («Арктический восход солнца» был отконвоирован в порт Мурманска в прошлый вторник, пять дней спустя после инцидента, когда спецназ, сброшенный с вертолетов, захватил судно. Его капитан американец Питер Уиллкокс и экипаж — граждане 17 стран — были арестованы и допрошены в Мурманске. Туда же нагрянули дипломаты из стран, гражданами которых являются члены экипажа).

Сейчас ряд влиятельных международных организаций, таких как Всемирный фонд защиты природы и Эмнести интернэйшнл также потребовали освобождения экипажа гринписовского судна. Этого же потребовало в среду министерство иностранных дел Голландии, поскольку под ее флагом ходит судно Гринписа, а в составе его экипажа несколько голландцев.

Изменение климата в регионе делает его доступным в большую часть года. Этим и пользуется Россия, развивая нефтяные разработки в Арктике. Инцидент с гринписовским судном совпал с международной конференцией, в работе которой принимают участие президенты России, Финляндии и Исландии, а также дипломаты, ученые и бизнесмены, обязавшиеся развивать сотрудничество в Арктике как дипломатическое и деловое, так и экологическое. Касаясь задач конференции, Путин говорил о том, что человечество, начав со сбора грибов и охоты, перешло затем к поискам металлов и горючего. Он сказал, что этот процесс неудержим, что проблема заключается в минимизации ущерба, наносимого природе, и доведении его до нуля.

С этим нельзя не согласиться. Но, объявляя защитников окружающей природы пиратами, Россия вряд ли действует в согласии с вышеприведенными словами своего президента. Мы по-прежнему ходим по грибы, которые ядовиты и для природы, и для престижа нашего государства.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру