Россия проигрывает первое дело в ВТО

22 октября Евросоюз откроет против нашей страны «антиутилизационное»дело

Россия уже больше года официально находится во Всемирной торговой организации (ВТО). И практически сразу отметилась грубейшим нарушением её правил. 1 сентября 2012 года Москва ввела взамен снижения импортной пошлины на автомобили на 5% (с 30% до 25%) так называемый «утилизационный сбор». Он как раз в среднем и составил 5% от таможенной стоимости. Евросоюз, который в основном и поставляет иномарки в нашу страну, тут же возмутился – его производителей в наглую дискриминировали в пользу российских автопроизводителей, а также тех иностранных, которые собирают авто на нашей территории. 8 октября Госдума в первом чтении приняла законопроект, лишающий отечественных производителей этой льготы. Но уже поздно. Вечером 10 октября стало известно, что ВТО запускает судебную процедуру против России, грозящую гигантскими штрафами.

22 октября Евросоюз откроет против нашей страны «антиутилизационное»дело

С самого начала было всем ясно, что введение утилизационного сбора в 5% (на ряд иностранных грузовиков он дорос до 400 тыс. рублей) – это компенсация снижения импортной пошлины на зарубежные автомобили. Напомним, что к 2009 году импортные пошлины на машины составляли 25% от таможенной пошлины. Плюс имортный НДС в 18%. Так что любая иномарка, пересекая российскую границу, дорожает минимум раза в полтора.

В результате многолетних переговоров с ВТО договорились, что после официальной даты вступления в течение 7 лет Россия снижает эту пошлину с 25% до 15%. То есть, к 2019 году. Однако в ходе мирового кризиса пошлину подняли до 30%. Это ВТО сразу не понравилось, так как величина предельных ставок импортных пошлин фиксируется в ходе переговоров. Но в ответ было обещано сразу же после вступления в ВТО пошлину вернуть к прежним 25%.

Так 1 сентября 2012 года и сделали. Но тут же ввели пресловутый утилизационный сбор в 5%. Сколько убрали, столько и добавили.

ВТО было просто в шоке – грубый, прямолинейный обман, до этого в ВТО не применявшейся Пришлось обещать распространить эту практику и на российских производителей. Было, в частности, обещано, что до 1 июля 2013 года Госдума примет соответствующий закон. Но он так принят и не был.

В ответ ВТО пригрозила судебными преследованиями. Это было заявлено 9 июля. Но при этом опять России облегчили нашу участь. По правилам ВТО, противоборствующим сторонам дается два месяца, чтобы договориться миром (в нашем случае он истекал 7 сентября). Но и этот срок был сорван.

Поэтому когда 8 октября Госдума в первом чтении приняла законопроект о распространении утилизционного сбоар и на российские предприятия, было уже слишком поздно. Хотя второе и третье чтения должны состояться уже на следующей неделе.

Почему законопроект, внесенный правительством 31 мая, дождался рассмотрения в зале заседаний лишь сейчас? «Парламент есть парламент»,- глубокомысленно произнес по этому поводу замминистра экономического развития Алексей Лихачев. Можно подумать, что наш парламент не показывал неоднократно чудеса скоростного (за неделю!) принятия гораздо более объемных и сложных законов! Правительство, если бы хотело или считало нужным, вполне могло бы настоять на оперативном или хотя бы чуть более оперативном решении вопроса. Но оно этого почему-то не сделало, хотя претензии к России в ВТО сначала Евросоюз, а потом и Япония предъявили почти сразу же после того, как оговоренные сроки истекли.

Кстати, в заключении думского Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии (он — профильный) говорится, что введение обязательного утилизационного сбора для всех потребует создания «эффективной компенсационной системы мер господдержки российского автопрома». Сейчас более 400 российских компаний включены в реестр организаций, принявших на себя обязательство обеспечить безопасную утилизацию отслуживших свое автомобилей (таким было условие освобождения от уплаты сбора), и компенсации им необходимы, говорят в Комитете, иначе производители найдут их в кармане покупателей. Причем принятый в первом чтении документ требует платить утилизационный сбор и с транспортных средств, которые размещены в Калининградской области под таможенные процедуры после 1 июля 2013 года, и с тех, что попадают в Россию с территории Белоруссии и Казахстана, стран- членов Таможенного союза.

И вот Комиссия ЕС направила в ВТО запрос на созыв специальной панели арбитров для разбирательства с Россией, дав понять, что прошедшие несколько месяцев переговоров не позволили урегулировать вопрос без суда. Директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, комментируя ситуацию журналистам, назвал это шаг «сколь неожиданным, столь и  необьяснимым». По его словам, «запрос ЕС, видимо, будет рассмотрен на заседании органа ВТО по разрешению споров 22 октября или в ноябре, и Россия будет участвовать в этой процедуре».

Причиной второго иска ЕС к России в рамках ВТО, как стало известно 10 октября, может стать «молочный» конфликт с Литвой — вернее, запрет Роспотребнадзора на ввоз молочной продукции из прибалтийской республики.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру