Невиновные по «московскому счету» - виновные по «вашингтонскому»

Если бы Япончика арестовали в 2013 году, это были бы «происки госдепа»

В 90-е годы криминальные драмы с участием выходцев из бывшего СССР, в том числе и граждан РФ, в США случались чаще, чем сейчас. Зато они намного реже перемещались из сферы правосудия в сферу межгосударственных отношений. Один из редких примеров – Павел Бородин, в бытность свою госсекретарем Союзного государства Беларусь-Россия арестованный в Нью-Йорке по швейцарскому ордеру и выданный в Швейцарию.

Если бы Япончика арестовали в 2013 году, это были бы «происки госдепа»
Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин

После распада СССР часть экс-советского криминала «свалила» в Америку подальше от «нашего бардака», другие ездили туда как бы в «служебные командировки» – осваивать новое платежеспособное пространство. Помню, один пожилой дядя с колымским опытом погорел в Америке на подделке чеков, группа молодых да ранних – на торговле оружием...

Чего только не творили «наши» в Новом Свете – от махинаций с утилизацией автомобильной резины до контрабанды радиоактивных изотопов. Но протестов из Москвы по поводу ареста этих персонажей слышно не было. Наиболее известный из них, вор в законе Вячеслав Иваньков, он же Япончик, в 1995 году был арестован, отбыл тюремный срок за рэкет в Америке и в 2005-м был отправлен в Россию, где его ждал еще один срок, но по причинам, о которых можно строить правдоподобные догадки, присяжные Мосгорсуда его оправдали.

Нынче на дворе другие времена. В 21-м веке «русская» преступность в Америке приобрела в основном хайтековский профиль (хакерские взломы, хищение личных данных, изготовление поддельных кредитных карт и т.п.), хотя «добрые старые дела» вроде страхового мошенничества и контрабанды оружия и наркотиков тоже «нашим» не чужды. Но помимо этого, изменилось отношение российских властей к аресту и судебному преследованию в США граждан РФ – Россия каждый раз жестко протестует против «экстерриториального правосудия». Если бы Япончика арестовали сегодня, это были бы «происки госдепа».

Певец Григорий Лепс занесен американскими властями в «черный список» за «связи с русской мафией». Москва заявляет, что США «нарушают принцип презумпции невиновности», и призывает Вашингтон прекратить попытки «экстерриториально применять свое национальное законодательство»: «претензии к гражданам России следует направлять российским правоохранительным органам».

Суд в Денвере (штат Колорадо) решает судьбу хоккеиста Семена Варламова, обвиненного его подругой (модель из Самары Евгения Вавринюк) в избиении – спортсмену грозит до шести лет тюрьмы. В сюжете программы «Время» на эту тему акцент поставлен на олимпийских перспективах Варламова: как бы подразумевается, что заокеанский враг хочет ослабить российскую сборную в преддверии сочинской Олимпиады.

Весной этого года в Вильнюсе был арестован, а затем выдан властям США российский гражданин Дмитрий Устинов, который, по версии американского правосудия, пытался заключить сделку о продаже приборов ночного видения, используемых армией США. Российский МИД и тогда говорил о «неприемлемости» применения американских законов к гражданам РФ, включая их аресты в третьих странах. При этом МИД утверждал, что россиянам якобы «не гарантировано» объективное рассмотрение их дел в США, и выражал «серьезные сомнения» в состоятельности обвинений, предъявленных Устинову.

Прервем на минутку этот перечень и попробуем оценить позицию официальной Москвы. Если уж мы говорим о презумпции невиновности, то надо говорить и о невмешательстве в работу суда. В странах, где нет «басманного правосудия», суд не подвластен ни госдепу, ни Белому дому. Власти не комментируют судебный процесс, равно как и судья не имеет права открывать рот. Недавно в Нью-Йорке окружной апелляционный суд приостановил – еще до рассмотрения апелляции – решение окружного федерального суда на том основании, что судья давала интервью СМИ и высказывала свое отношение к делу. (Своим решением судья фактически запретила расовое профилирование в ходе проверок полицией подозрительных лиц). Это я к тому, что и Кремлю со Смоленской площадью не к лицу вмешиваться в судебные дела – будь то в России или за рубежом.

Что касается арестов на территории третьих стран и экстрадиции лиц, обвиняемых в тех или иных преступлениях, то странно видеть протесты со стороны России, которая с 1990 года является членом Интерпола. На вебсайте Интерпола можно видеть в числе разыскиваемых лиц немало россиян. Вот, например, некто Олег Агеенко, гражданин РФ, которого хотят отдать под суд за «фальсификацию доментов в составе организованной преступной группировки». Кто хочет? Не Россия, а Беларусь. Кто его арестует, если обнаружит? Любая страна. Арестует и отправит в Минск. А Москва будет протестовать? Ну, Минск-то, если что, отдаст...

Или некто Вячеслав Коломиец – торговец наркотиками, россиянин, которого хочет судить Украина. Или двойной гражданин РФ и США Владимир Сифоров, обвиняемый американскими властями в электронном жульничестве. Россия «пассивно не признаёт» двойного гражданства – она его не пресекает, но с точки зрения российского закона двойной гражданин типа Сифорова является только россиянином. Тоже будем протестовать, если его где-то арестуют и выдадут в США?

Пока не слышно призывов не трогать «наших хакеров» Александра Калинина, Романа Котова и Николая Насенкова, которые в составе хакерской ОПГ крупно грабили американские финансовые институты. Но если их арестуют, скажем, в Варшаве и отдадут злобным «америкосам», тут, наверное, МИД РФ вновь напомнит Вашингтону о «недопустимости» такой практики.

Ну, а если напоследок вернуться к связям певцов с криминалом, то Лепс тут не открыл новую страницу – на таком же основании американские власти раз за разом отказывают в визе Иосифу Кобзону. Видимо, в качестве проявления солидарности мэтр советской эстрады назвал ситуацию с Лепсом «несусветной глупостью», которую создала «враждебная американская бюрократия». А вот Барри Алибасов прокомментировал иначе: «Американцы ведь не играют в игрушки. Если они так считают, наверное, у них есть какие-то основания».

...Почему же мы так сильно протестуем? Потому, что отношения с Америкой плохие? Не только: еще и потому, что американские санкции всегда бьют нерезидентов – зарубежных граждан и юрлиц – очень больно. Не будем забывать, что международные расчеты осуществляются чаще всего в долларах; денежные транзакции проходят через корреспондентские счета, открытые банками разных стран в американских банках. Далее: только российские граждане держат в банках США примерно 500 млрд. долларов – так утверждает Збигнев Бжезинский, – а всего банковские вклады иностранцев (физических и юридических лиц) измеряются триллионами. Многие зарубежные компании котируют свои акции, облигации и американские долговые расписки (АДР) на американском рынке ценных бумаг. Иностранные компании и граждане имеют доли в капитале американских корпораций, создают дочерние структуры в США.

В общем, американцы применяют свои законы экстерриториально потому, что могут. Это не нравится не только России и не только официозу. Но даже с этой оговоркой надо, мне кажется, «отделять мух от котлет», определяя свое отношение к криминалу. Даже если он связан с российскими госструктурами – как наверняка связан торговец оружием Виктор Бут, осужденный в США. Да и Пал Палыча Бородина как-то нелогично оставили в 2002 году на его посту после того, как швейцарский суд признал его виновным в отмывании денег... Или для нас это – не преступление?

Илья БАРАНИКАС, Нью-Йорк.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру