Правительство США приводит в суде аргументы в защиту массовой прослушки

А Американский союз гражданских свобод защищает право на неприкосновенность частной жизни

В российских спецслужбах нет «свистунов» (т.е. бьющих тревогу ренегатов) типа Эдварда Сноудена – или мы не знаем об их существовании. В России нет правозащитных организаций, готовых и способных судиться с правительством по поводу нарушений прав и свобод, – такие организации есть в Америке и других западных странах. А вот массовая прослушка, перехват электронных коммуникаций в России, без сомнения, есть – хотя известно об этом крайне мало, намного меньше, чем, скажем в США, где и без Сноудена основные элементы и правила этой деятельности являются достоянием широкой общественности.

А Американский союз гражданских свобод защищает право на неприкосновенность частной жизни

Было бы странно, если бы российские спецслужбы не вели такой деятельности: в России террористов не меньше, чем в США. Причем, как недавно писал журнал Foreign Policy, российские террористы активно действуют не только в России, но и во все бóльших масштабах «работают на экспорт», участвуя в боевых действиях на территории Сирии, Афганистана и других стран.

И американские, и российские борцы с терроризмом вынуждены перехватывать электронную почту, СМС, телефонные разговоры и т.д. для предотвращения терактов. И это невозможно делать без забрасывания «широкого невода», в который наряду с террористами попадают миллионы законопослушных граждан: контрразведчикам известны далеко не все террористы и их пособники, и выявить их можно только таким путем.

Эта аргументация приводится в ходе судебного процесса, который проходит в федеральном окружном суде Манхэттена (Нью-Йорк). Правительство США выступает в качестве ответчика. Истец – Американский союз гражданских свобод (АСГС). Предмет иска – требование АСГС закрыть программу массовой прослушки, ставшую известной благодаря беглому подрядчику Агентства национальной безопасности США Эдварду Сноудену.

Министерство юстиции США призывает судью Уильяма Поли отвергнуть это требование правозащитников: как сказал на процессе один из правительственных юристов, Стюарт Делери, получаемые АНБ данные «помогают установить связи между известными и неизвестными террористами» – спецслужбы не пытаются заглянуть в жизнь рядовых американцев. АСГС доказывает, напротив, что контрразведчики, с умыслом или без, нарушают священную прайвеси – право граждан на тайну личной жизни.

Правительство устами своих юрисконсультов энергично подчеркивает, что, хотя PRISM и другие программы, о которых рассказал Сноуден, осуществляются в режиме глубокой секретности, власти делают всё, чтобы эта деятельность не выходила за рамки закона. В широком плане, заявил Стюарт Делери, все эти оперативные мероприятия предусмотрены комплексом антитеррористических законов, принятым в конце 2001 года по горячим следам 11 сентября, он носит название «Патриотический акт». Далее, с тех пор Конгресс США не раз и не два принимал в развитие «Патриотического акта» другие законодательные акты, которые дают спецслужбам возможность более жестко вести борьбу с терроризмом. Наконец, федеральные суды 35 раз (!) в секретном режиме давали АНБ санкции на прослушивание в массовых масштабах.

Американский союз гражданских свобод пытается доказать, что прослушка представляет собой нарушение Четвертой поправки к Конституции США. Эта поправка предусматривает неприкосновенность жилища и частного имущества – обыски и конфискация могут проводиться только по судебному ордеру и на основании обоснованных подозрений. Однако минюст США заявляет, что сбор данных о частных звонках и переписке «не является обыском» и не подпадает под Четвертую поправку.

Судья сказал, что ему «о многом надо подумать» и он вынесет свое решение позже. Подумать есть о чем не только юристам, но и политикам и рядовым гражданам. И не только в Америке, но и, в частности, в России.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру