Соглашение с Ираном продолжает будоражить мировое сообщество

Вашингтон доволен, Тель-Авив негодует

В то время, как в США и в странах Евросоюза женевская договоренность с Ираном по его ядерной программе была встречена с удовлетворением, в Израиле она вызвала бурное негодование.
Вашингтон доволен, Тель-Авив негодует

Вот что сказал по поводу соглашения, достигнутого в Женеве, премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху: «То, что было совершено в Женеве вчера ночью, это не историческое соглашение, а историческая ошибка. Оно не сделало наш мир более безопасным. Подобно соглашению с Северной Кореей, заключенному в 2005 году, это соглашение сделало мир куда более опасным местом. В течении нескольких лет международное сообщество требовало, чтобы Иран прекратил обогащение урана. Ныне в первый раз международное сообщество формально согласилось с тем, чтобы Иран продолжал обогащать свой уран».

Но в Вашингтоне наоборот считают, что сделка в Женеве уменьшает опасность, которую представляют для Израиля Иран и его ядерная программа. В интервью телеканалу CNN госсекретарь США Джон Керри заявил в понедельник: «Мы верим в то, что поскольку иранская ядерная программа обращена вспять и прикована в самых важных местах, это намного лучше для Израиля, чем если бы мы просто продолжали бы вести себя по-прежнему, а Иран продолжал бы по-прежнему двигаться к созданию ядерного оружия».

Однако премьер-министр Израиля не согласен с такой оценкой: «Это соглашение позволяет Ирану делать чисто косметические шаги, которые он легко может развернуть вспять в течении нескольких недель. А взамен этого санкции, которые в течении нескольких лет эффективно действовали против Ирана, облегчаются. Первый шаг очень даже может и стать последним шагом. Без продолжения давления на Иран у иранского режима не будет никаких поползновений для принятия серьезных шагов к настоящему демонтажу своей ядерной программы».

Приблизительно в этом же духе высказался и споуксмен израильского премьера, заявивший, что облегчение бремени санкций приведет к тому, что у иранских лидеров не будет никакой мотивации делать трудные решения в области свертывания своей ядерной программы. «Это все равно, что получить маленькую дырку в шине, — сказал он, сравнивая в данном случае шину с санкциями. — В конце концов ваша шина полностью лишится воздуха».

Для того, чтобы как-то успокоить Тель-Авив, президент США Барак Обама уже в воскресенье позвонил Нетаньяху для того, чтобы обсудить соглашение, принятое в Женеве. Согласно споуксмену Белого дома Джошу Эрнесту, Обама сфокусировался на следующих моментах: США по-прежнему готовы к самым тесным консультациям с Израилем. И эти консультации будут продолжаться в ходе всех переговоров с Ираном. Разговор Обама-Нетаньяху продолжался 30 минут и вылился в «полезную дискуссию», если верить словам представителя Белого дома. Он сказал: «Президент подчеркнул, что США будут оставаться прочно в своем стремлении помогать Израилю. Он признал, что у Израиля имеются веские причины быть скептически настроенным по поводу намерений Ирана». Обама также подчеркнул, что у Соединенных Штатов и Израиля существует единая цель — сделать так, чтобы Иран никогда не получил в свои руки ядерное оружие.

В свою очередь госсекретарь Керри утверждал, что соглашение будет способствовать укреплению безопасности Израиля, поскольку оно замораживает некоторые иранские ядерные программы и ликвидирует из запасников обогащенный до 20% уран. Кроме того Керри подчеркнул, что вряд ли облегчение санкции скажется на Тегеране. «Это весьма небольшое облегчение, — сказал он. — Мы уверены, что в течении следующих нескольких месяцев мы убедимся, каковы подлинные намерения Ирана». Слова госсекретаря по поводу облегчения санкции, соответствуют действительности. Облегчение будет выражено в долларах на 6-8 млрд. А это лишь капля в море, если учитывать, что Иран потерял доступ к $100 млрд. в результате санкции.

Иран продолжает утверждать, что его ядерная программа чисто гражданское предприятие и для чисто гражданских целей. Он подчеркивает, что у него нет никакой долгосрочной программы создания арсенала ядерного оружия. Однако эти слова Тегерана встречают исключительно негативное эхо в Израиле. Вот что говорит по этому поводу министр торговли и промышленности Израиля Нафтали Беннетт: «Через пять лет ядерные чемоданчики начнут взрываться в Нью-Йорке или Мадриде. Это произойдет потому, что утром в воскресенье было подписано соглашение в Женеве». Разумеется, эти страшилки далеки от действительности. Однако они создают определенную атмосферу в израильском обществе.

Более или менее трезвую оценку ситуации, которая создалась после подписания Женевского соглашения, дал президент Израиля Шимон Перес. «Это лишь промежуточное соглашение, — сказал он. — Успех или неудача этого соглашения будут оцениваться по его результатам, а не по словам. Я хотел бы сказать иранскому народу — вы не наши враги и мы не ваши враги. Существует возможность решать спорные между нами вопросы дипломатическим путем. Все находится в ваших руках. Откажитесь от терроризма. Прекратите вашу ядерную программу. Прекратите создание ракет дальнего действия. Израиль, как и другие члены международного сообщества, предпочитает дипломатические решения. Однако, я хочу напомнить всем, что сказал президент Обама и что я слышал лично от других лидеров. Международная общественность не потерпит ядерного Ирана. И если дипломатический путь будет провален, то иранская ядерная программа будет остановлена другими средствами. И эта альтернатива намного хуже».

Споуксмен израильского правительства повторил положение о том, что Израиль имеет право сам защищать себя. Внимание Запада вновь возвращается к этому моменту. Не только израильское правительство, но и израильские законодатели встретили в штыки Женевское соглашение. «Израиль не может присоединиться к международным торжествам, которые основаны на хитрости иранцев и на самообмане всего мира», — сказал Стейниц, министр стратегических и разведывательных дел, который отвечает за международные отношения и является одновременно членом Кнессета. Нетаньяху многозначительно заметил в своем письменном заявлении, что Израиль «не связан соглашением принятым в Женеве. Иранский режим хочет разрушить Израиль, а посему Израиль имеет право и обязанность защищать себя всеми своими силами против любой опасности. Я хочу сделать это совершенно ясным в качестве премьер-министра Израиля. Израиль не позволит Ирану создать свое ядерное оружие». В связи с этим израильская печать напоминает о том, как в 1981 году израильская авиация разбомбила строительство ядерного реактора в Ираке.

Если судить по откликам в американской печати, американская общественность в своем большинстве не понимает, почему израильский премьер-министр и его предшественники говорят, что они «спят, оставляя один глаз открытым». Но Израиль по этому поводу отвечает: у США «имеются мирные соседи на севере и юге, а на востоке и западе с ними соседствует только рыба». (то есть, Атлантический и Тихий океаны). А вот Израиль, с другой стороны, является маленьким еврейским государством, окруженным со всех сторон антагонистически настроенными мусульманскими соседями.

После подписания Женевского соглашения Тель-Авив и Тегеран обмениваются тяжелыми пропагандистскими оплеухами. Так сам верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил, что «израильских официальных лиц нельзя называть даже человеческими существами». А премьера Нетаньяху он сравнил с «бешеной собакой в регионе». Президент Ирана Хассан Роухани излагал содержание Женевского соглашения в присутствии вдов и детей убитых иранских ядерных ученых. Как известно, Иран уже давно обвиняет Израиль в запланированном убийстве иранских ученых. Автомобиль, в котором они сидели, был разбомблен. Израиль отказывается комментировать эти обвинения и спекуляции. Представитель израильских вооруженных сил бригадный генерал Мордехай заявил, что не знает кто убил иранских ядерных ученых, но добавил «конечно, я по этому поводу слезы лить не собираюсь».

Обострение ирано-израильских отношений началось после того, как в 1979 году исламская революция свергла шаха Ирана. Однако даже после этого определенное время Тегеран и Тель-Авив мирно сосуществовали, поскольку у них был единый враг — Ирак. Израиль даже снабжал Иран вооружением в течении восьмилетней ирано-иракской войны. Но после окончания этой войны Иран вышел на первое место в глазах Израиля, как его самый опасный враг и противник. Отношения между Ираном и Израилем еще больше обострились, когда в 2003 году было обнаружено, что Иран занимается обогащением урана. Если подвести итоги реакции, как в Вашингтоне так и в Тель-Авиве на заключение Женевского соглашения, то можно привести слова одной американской газеты: «Пристегните ремни мы входим в зону сильной турбулентности».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру