Алексей Навальный дал показания по «Болотному делу» в Никулинском суде

Оппозиционный лидер выступил свидетелем по событиям 6 мая

Судебное разбирательство по «Болотному делу» в понедельник дошло до предоставления доказательств стороной защиты. В качестве первых свидетелей были вызваны Сергей Давидис, сооснователь Партии 5 декабря, и оппозиционный лидер Алексей Навальный. Оба засвидетельствовали: полицейские били невиновных людей.

Оппозиционный лидер выступил свидетелем по событиям 6 мая
Алексей Навальный

Алексей Навальный не раз заявлял о своем желании посещать заседания суда по делу 6 мая. Однако тут есть свои процессуальные тонкости: свидетели защиты, коим и является Навальный, в зале суда находиться не могут, пояснила «МК» пресс-секретарь оппозиционера Анна Ведута.

В понедельник Навальный наконец посетил Никулинский суд. Заседание началось с минуты молчания в память Натальи Горбаневской — советсвой диссидентки и правозащитницы, скончавшейся 30 ноября в Париже. «Прокуратура демонстративно сидит», — писал в микроблоге Сергей Панченко, адвокат Степана Зимина. Последнему грозит 13 лет тюрьмы из-за броска куском асфальта в сотрудника ОМОНа, в результате чего последний остался со сломанным пальцем. Впрочем, медэкспертиза пришла к выводу — палец не мог быть сломан в результате попадания тяжелого предмета.

Тем временем под стенами храма Фемиды неравнодушные горожане встали с пикетами. «Свободу узникам 6 мая», — гласил транспарант. Рядом — через дорогу — расположился еще один протестующий. Он, по слухам, также проходил подозреваемым в беспорядках, подвергался обыскам, в результате которых Следственный комитет изъял компьютер и одежду на экспертизу.

Оцепление и размещение людей на площади отличались от согласованной схемы. Сквер был переполнен, — приступил к показаниям Алексей Навальный. — Мне ни в мэрии, ни в ГУВД не ответили, кто принял решение изменить схему расположения на Болотной площади.

Вспомнил оппозиционер и о своем задержании — его тогда действительно увели в автозак, допрашивали, однако арестован политик не был. По его словам, люди в колонне оказались упакованы в «коробочку из полиции» — нельзя было пройти ни назад, ни в сквер. Полиция случайным образом хватала растерянных людей и волокла в автобусы. Когда началась давка, цепь законников сделала еще один шаг вперед, усиливая толчею. Околоточные подходили к гражданам, били по голове и уводили. Опасались мордовать только журналистов. «Не предъявляли нагрудных знаков, не предъявляли никаких требований. Хватали тех, кто стоял ближе, — продолжил Навальный. — Было много женщин, пожилых. Стояли с детьми».

Сергей Давидис, когда подошла его очередь давать показания, вспомнил о согласовании митинга. Давидис, организовавший множество протестных акций (например, акции 24 декабря 2011 года на проспекте Сахарова), отметил — согласование шло очень сложно. «Раньше после совещания в мэрии выезжали на место с полицией и другими службами. Обсуждали оцепление и прочее. Перед шестым мая не успевали выехать — полиция пообещала, что все будет, как на предыдущих акциях», — сообщил суду Давидис.

Он также не видел насилия по отношению к полиции — зато видел, как люди пытались вытащить тех, кого хватали городовые. «Ход событий заключался в том. Прибегала полиция. Била. Утаскивала», — уточнил оппозиционер. Давидис замечал также пострадавших граждан, которых полиция волокла по асфальту.

В отличие от Навального, который отделался скучающими взглядами гособвинителей, Давидису пришлось отвечать на вопросы судьи.

Вы сказали, что цепь (полицейских — «МК) давила, чтобы вытеснить митингующих. Точно знаете или предполагаете? — спросила Наталья Никишина.
— В результате всех вытеснили… — уклонился Давидис.
— Откуда знаете, что полиция именно зачищала?
— Может быть, они хотели, чтобы люди остались, но добились обратного, — зал встретил эту реплику смешками.

Никишина, покончив с вопросами, объявила перерыв. Журналисты и сочувствующие вышли, Навальный остался в зале и, окруженный приставами, говорил с заключенными. Таким образом, свидетельские показания Алексея Навального суд получил — и мы, скорее всего, больше не увидим его в суде. Во всяком случае, по этому делу.

Сюжет:

Протесты по-русски

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру