Как гастарбайтеры с российским паспортом изменят лицо столицы

Доходы новых мигрантов все равно будут «утекать» в ближнее зарубежье

2 апреля 2014 в 20:41, просмотров: 9803

2 апреля Президент России Владимир Путин подписал закон, по которому жители Таджикистана, приезжающие к нам на заработки, смогут получать разрешение на работу сроком на три года, а не на год, как было до этого. Ранее на этой неделе Госдума успела одобрить законопроект об упрощении схемы выдачи российского гражданства соотечественникам-носителям русского языка, которые проживают за рубежом. Одобрить его могут уже в пятницу, 4 апреля, во втором чтении. Все, что нужно будет для упрощенного получения паспота гражданина РФ, так это отказаться от прежнего гражданства и выдержать экзамен по русскому языку. Причем оцениваться будет не уровень грамотности - достаточно факта свободного владения языком и его использования в повседневной жизни. Если соискатель во всем устроит миграционные службы, уже через три месяца он станет поноправным россиянином.

Как гастарбайтеры с российским паспортом изменят лицо столицы
фото: Геннадий Черкасов

В свою очередь депутаты фракции "Справедливая Россия" уже успели ужаснуться инициативе своих коллег и предрекли массовую легализацию миллионов мигрантов и межнациональную нестабильность. "Уже в ближайшем будущем это может привести к обострению межнациональных конфликтов и дезорганизации рынка труда, - в частности, заявила заместитель руководителя фракции Оксана Дмитриева. - Известно, что коренное население Российской Федерации вплотную столкнулось с демпингом на рынке труда со стороны мигрантов. И речь идет не только о неквалифицированной рабочей силе, от демпинга уже страдают и квалифицированные сотрудники – и врачи, и строители, и даже учителя. Поэтому упрощенная процедура получения гражданства и льготные условия въезда и пребывания на территории РФ иностранных граждан ситуацию на рынке труда еще сильнее усугубят и дезорганизуют".

Чтобы прояснить ситуацию с последними миграционными новшествами в российском законодательстве и понять, как они повлияют на отечественный рынок труда, "МК" обратился к экспертам.

Никита Мкртчян, старший научный сотрудник Института демографии ВШЭ: "В 2002 году, наоборот, было ужесточение миграционного законодательства. Как и после недавних событий в Бирюлеве, тогда власти хотели поменьше мигрантов с Кавказа и стран Средней Азии, а коснулось оно, прежде всего, русскоязычных жителей бывших советских республик. Еще тогда многие говорили, что делать этого не надо. И уже в 2003 году существенно упростили процедуру получения гражданства студентам и родственникам россиян из стран ближнего зарубежья.

Были и существенные упрощения по двустронним доворам с рядом стран (с Казахстаном, Киргизией). Здесь сложно что-либо комментировать, потому что в сфере миграционного законодательства все то и дело меняется. Никто же не против, чтобы русскоязычные жители получали российское гражданство по упрощенной процедуре. И в обществе давно по этому поводу достигнут консенсус, если это касается, скажем, русских из бывших союзных республик, или тех же украинцев. Но зачем тогда было ужесточать правила, чтобы после созданных многим проблем сдавать назад? Не дело менять закон в угоду политической коньюнктуре, закон о гражданстве у нас не плохой, у нас не работают другие инструменты – вид на жительство, например".

Ольга Чудиновских, директор Центра миграционной политики ВШЭ: "Что касается граждан Таджикистана, которым предлагается выдавать разрешение на работу сроком на три года, то этот вопрос еще год назад активно обсуждался на самом высоком уровне, и сейчас просто перешли к выполнению достигнутых договоренностей. Куда большее опасение вызывает инициатива предоставлять русскоязычным жителям ближнего зарубежья гражданства России по упрощенной процедуре. Это чисто политический шаг. У нас и так до последнего времени было беспрецедентно либеральное законодательство в области предоставления гражданства. Гражданство - это же не конфеты, которые нужно раздавать всем, кто нам симпатичен и может пригодиться. Гражданство - это высшая форма принятия чужестранца в государстве, он должен как-то себя проявить, чем-то заслужить гражданство. Им нельзя разбрасываться в эмоциональном порыве. Нужно вернуться к серьезному обсуждению всех последствий такого шага.

Думаю, в первую очередь российское гражданство будут массово получать русскоговорящие трудовые мигранты для того, чтобы иметь свободный доступ к нашему рынку труда. К чему это приведет? Может сложиться такая же ситуация, какая была с гражданами Киргизии, массово получавшими гражданство РФ в упрощенном порядке (по двустороннему соглашению с РФ 1996 года). Они будут работать в России - как временные мигранты, не испытывая никаких ограничений, а в действительности, оставаться жителями своих стран. Там же останутся их семьи. Выгоды для мигрантов от такой ситуации очевидны – барьеров на пути к работе в России не останется, но сохранятся преимущества российских зарплат в странах с низким уровнем жизни.

Если значительная часть трудовых мигрантов станет россиянами, то формально статистика покажет уменьшение трудовой миграции – ведь иностранцев среди этого потока станет меньше. Теоретически иностранными работниками останутся лишь те, кто не сможет подтвердить знание русского языка. Большинство трудовых мигрантов - этнически не русские, даже если они владеют русским языком. Поэтому принятие нового закона может привести к тому, что среди мигрантов увеличится число не говорящих по-русски или плохо знающих русский язык, если все остальные получат российский паспорт. Хотелось бы надеяться, что этого не произойдет.



Партнеры